По словам Бориса Рыбака, сегодня в отрасли грузоперевозок назрела необходимость максимально четко установить состав и структуру участников рынка. За последние 25 лет сформировался огромный по объемам, но существенно перекошенный и крайне сложный по своей структуре рынок. По самым грубым прикидкам в России насчитывается около миллиона реально действующих тяжелых транспортных средств, в том числе грузовиков.
«Минтранс плохо понимает, сколько в стране перевозчиков и какие они по своему составу: маленькие, средние или большие, специализированные или универсальные и так далее. К сожалению, не до конца понимают картину и сами участники рынка — тем более что мы имеем дело с огромными масштабами нашей страны. В связи с чем в самое ближайшее время мы — в рамках МОЭС — начнем делать реестр грузовых автомобильных перевозчиков. Просто всех перепишем и посмотрим, кто как работает, у кого что есть и какая специализация», — заявил Рыбак.
В беседе с обозревателем ГиД он признался, что создание реестра — его собственная инициатива. Единый реестр грузовых автомобильных перевозчиков позволит государству, регуляторам, экспертному сообществу и самим участникам сферы перевозок лучше понять структуру рынка, а также поможет в регулировании данной сферы.
Планируется, что в реестре будет собрана и отображена информация о названиях компаний, парке их автомобилей, наличии спецтехники, числе сотрудников и — в добровольном порядке — о финансовых показателях. Это будет что-то вроде общего открытого справочника для всех заинтересованных сторон: заказчиков, исполнителей и регуляторов.
Работа здесь предстоит достаточно большая, и на первом этапе она займет до полугода — для того чтобы получить хоть какое-то начальное представление о рынке и «выработать общую методику». Саму работу по созданию реестра планируется осуществить силами научного сообщества — представителей профильных российских институтов, а также силами самих участников рынка, напрямую от самих компаний.
«Здесь нужна помощь рынка, и здесь нужны региональные ассоциации». При этом единый реестр перевозчиков будет регулярно обновляться — как минимум раз в полгода. «То есть это должна быть абсолютно живая вещь», — поделился мыслями Борис Рыбак.
«Неважно, в каком виде она будет работать, — будет это выдача непосредственно допусков или лицензий. В любом случае это нужно для того, чтобы все желающие войти на рынок соответствовали определенным стандартам: техническим, по персоналу, по страховке и так далее. Грузоотправитель сможет спокойно выбрать себя перевозчика — например, если у него какой-то необычный груз. А реестр позволит сориентироваться, найти подходящего, достойного подрядчика, который сможет помочь», — прокомментировал Рыбак.
«В отрасли возникает много разговоров — в том числе среди протестующих перевозчиков — о том, что непонятно, куда идут деньги «Платона». Лично мне это странно слышать, потому что Росавтодор не скрывает этих сведений — и, на мой взгляд, делает здесь все правильно. Однако мы предложили использовать недавно созданный портал «Грузовики и дороги» для подробной публикации такой информации», — пояснил эксперт.
По словам председателя МОЭС, ГиД вполне способен публиковать — «буквально по копейке и по конкретным участкам дорог» — информацию о том, куда именно идут эти деньги. «Я думаю, Росавтодор здесь нас поддержит и предоставит нам эту информацию. Она будет доступна для всех желающих», — отметил он.
Как пояснил Борис Рыбак, в настоящий момент диалог по этому вопросу ведется с Минтрансом. Получение ответа ожидается в течение апреля.