В соответствии с рекомендованными поправками размеры утилизационного сбора для колесных автотранспортных средств могут вырасти до 40% — в частности, для новых грузовых автомобилей. Так, применительно к седельным тягачам полной массой 12–20 т ставка может увеличиться до 510 тыс. руб. (на 40%), полной массой 20–50 т — до 1,01 млн руб. (также на 40%). В целом средняя индексация размера утильсбора в сегменте грузовой техники, как отмечается в пояснительной записке, составит 17%.
В Минпромторге планируют, что законодательные поправки будут приняты и вступят в силу уже в течение предстоящего, 2018 года.
В то же время, по данным «Коммерсанта», нынешняя законодательная инициатива может быть связана с защитой интересов отечественных производителей грузовых автомобилей. Так, источники издания в иностранных компаниях называют предложения Минпромторга не иначе, как «отчаянной попыткой «КамАЗа» удержать долю рынка».
В связи с чем стоит напомнить, что в 2017 году российский рынок новой грузовой автотехники демонстрирует стремительный рост. Так, по итогам сентября ее продажи возросли на 53,9%, а по итогам девяти месяцев — на 47,9%. В значительной степени подъем рынка обеспечивают рекордные объемы реализации автомобилей иностранных марок.
Импортный ввоз грузовой техники также растет аналогичными темпами. По итогам первых восьми месяцев 2017 года в Россию было ввезено из-за рубежа 16,9 тыс. грузовых автомобилей, что на 45,7% больше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом 83% импорта пришлось на поставки из стран дальнего зарубежья.
Между тем, как отмечают аналитики маркетингового автомобильного агентства RAMR, в сегменте импорта подержанной техники наметилась отчетливая тенденция к увеличению среднего возраста грузовых автомобилей. К примеру, в январе–сентябре 2016 года на долю техники возрастом 3–5 лет приходилось 40% ввоза, а возрастом 11–15 лет — лишь 11%. Однако по итогам девяти месяцев 2017 года доля первых сократилась до 27%, а доля вторых, напротив, возросла до 30%.