В Канаде прошли массовые протесты водителей большегрузных ТС дальнего следования. Протестующих против введенных властями COVID-ограничений мер поддержали экс-президент США Дональд Трамп, ряд политиков и бизнесмен Илон Маск. Волнения водителей привели к нарушению цепей поставок в Канаде и США и повышению цен в торговле.
Все началось с того, что в декабре правительство Канады объявило о предстоящих с нового года ограничениях на пересечение границы с США для непривитых водителей грузовиков. С 15 января те вступили в силу: отныне всех водителей большегрузов, въезжающих в страну, обязали предъявлять трансграничные мандаты (паспорта) о вакцинации, а невакцинированных — сдавать ПЦР-тесты и выдерживать 14-дневный карантин. Данные нововведения, фактически означающие принудительную вакцинацию для водителей-международников, вызвало массовые протесты в Канаде.
Недовольные политикой федеральных властей перевозчики, частные владельцы грузовиков, организовали автопробег — т. н. Конвой Свободы. Выехавшая 23 января из Ванкувера колонна автомобилей проехала через такие города, как Виннипег, Торонто, и собрала по пути не менее 50 тыс. участников. По оценкам СМИ, акция стала самой масштабной в истории Канады и, возможно, в мире — колонна машин растянулась на 70 км.
Апогеем протеста стал массовый митинг, проведенный участниками пробега и их сторонниками 29 января в Оттаве – месте финиша автопробега. Перед зданием парламента прошла демонстрация с участием более чем 10 тыс. протестующих, на улицах, прилегающих к Парламентскому холму, выстроились сотни тягачей, фургонов и пикапов.
Протестующие потребовали от властей и лично от премьер-министра Джастина Трюдо отменить все ковидные ограничения и требования по обязательной вакцинации. Водители утверждают, что это нарушает их свободу, мешает им зарабатывать на жизнь и замедляет доставку продуктов питания и других товаров в некоторые районы Канады. По словам активистов, они намерены оставаться перед парламентом Канады до выполнения своих требований.
Акцию поддержали также американские коллеги канадских водителей. По данным СМИ, в столицу Канады должны были приехать дальнобойщики из США, даже вакцинированные. В автопробеге анонсировалось участие около 10 тыс. машин из штатов Южная Каролина, Теннесси, Колорадо, Джорджия, Калифорния, которые прибудут в Канаду для участия в пробеге. Однако для невакцинированных водителей из Америки также вступили в силу ограничения. «Если машинам не дадут проехать границу, они планируют устроить пикет на границе», — сообщал источник.
Мнения представителей власти и политиков в стране разделились. Правящая в стране Либеральная партия посчитала требования водителей «неприемлемыми». Так, сам премьер-министр Канады Джастин Трюдо поначалу не реагировал на происходящее, однако на прошлой неделе заявил, что колонна протестующих «незначительная» и «не представляет взгляды канадцев». «Они придерживаются неприемлемых взглядов», — пояснил он. В тот же день премьер объявил о контакте с носителем вируса и о своей «изоляции на пять дней». А уже в субботу СМИ сообщили, что Трюдо покинул свою столичную резиденцию на время протестов «из соображений безопасности».
В то время как находящиеся в оппозиции консерваторы поддерживают требования протестующих. В ряде районов Канады местные губернаторы также поддержали недовольных водителей – одним из них стал премьер Альберты Джейсон Кенни. По его словам, он работает с губернаторами в США, чтобы оказать давление на премьер-министра Трюдо и президента США Байдена, требуя отменить обязательную вакцинацию дальнобойщиков. Глава провинции Саскачеван также назвал политику федерального правительства ненужной и заявил о необходимости переговоров между кабмином и профсоюзами дальнобойщиков.
К понедельнику, 31 января, стало понятно, что канадский протест водителей уже вышел за пределы национального события, на международный уровень. Экс-президент США Дональд Трамп назвал акцию дальнобойщиков «великим делом», а ее участников — смелыми людьми. «Эти мужчины делают сегодня больше для защиты свободы, чем лидеры Америки», — заявил политик.
Глава Tesla и Space X миллиардер Илон Маск также поддержал протесты канадских водителей-перевозчиков: «Канадские дальнобойщики крутые», — написал он у себя в Твиттере.
Однако в крупнейшем профсоюзе — Канадском альянсе дальнобойщиков (Canadian Trucking Alliance, CTA) — раскритиковали акцию протеста.
Известно, что 80% грузовых перевозок между США и Канадой осуществляется с помощью автотранспорта. По оценкам CTA, из примерно 120 тыс. канадских водителей, регулярно пересекающих границу, вакцинированы 85%. По данным Американской ассоциации грузоперевозок (ATA), в США вакцинированы не более 60% водителей. Как считают в руководстве профобъединений, в результате введения требований об обязательной вакцинации с рейсов в двух странах будут сняты 26 тыс. водителей из 160 тыс.
Между тем новые правила пересечения границы уже привели к перебоям с доставкой товаров и удорожанию перевозки овощей и фруктов. Вышеупомянутый глава провинции Альберта опубликовал в Твиттере фотографии пустых полок продуктовых магазинов.
Президент и главный исполнительный директор компании Canadian Manufacturers & Exporters Деннис Дарби также констатировал, что производители уже наблюдают задержки поставок и повышение цен. По словам руководителя, он и другие представители производственного лобби обсуждали с министром промышленности Франсуа-Филиппом Шампанем связанные с этим проблемы. После встречи с Шампанем группа Дарби и около 30 других торговых ассоциаций призвали к конкретным действиям для решения проблем поставок, включая вопрос с вакцинацией дальнобойщиков.
Тем временем уровень инфляции в Канаде в декабре достиг 30-летнего максимума — 4,8%, и экономисты заявили, что требование об обязательной вакцинации может способствовать более длительному удержанию высоких цен. В США инфляция выросла за прошлый месяц на 7% в годовом исчислении, что стало самым крупным скачком почти за 40 лет.
По данным опросов, почти каждый третий канадец (28%) поддерживает разрешение невакцинированным дальнобойщикам пересекать границу между США и Канадой.