Как пояснил заместитель председателя комитета Валерий Васильев, проект федерального закона подготовлен в рамках программы поэтапной либерализации автомобильных грузовых перевозок, выполняемых перевозчиками стран ЕАЭС на территории другого государства. Данная программа, утвержденная в мае 2015 года решением Высшего евразийского экономического совета, рассчитана на период 2016–2025 годов.
Напомним, что ранее, в конце декабря, пакет законодательных поправок к ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» был внесен правительством страны в Госдуму.
Первый из этих законопроектов призван разрешить автомобильным перевозчикам из стран — членов ЕАЭС оказывать транспортные услуги на территории РФ (т. н. каботажные автоперевозки). Во втором случае регламентируется их ответственность за нарушения деятельности. Ранее осуществление каботажных перевозок в России было запрещено абсолютно для всех иностранных перевозчиков.
В свою очередь заместитель министра транспорта России Николай Асаул пояснил в ходе прошедшей 9 февраля в Москве конференции «Транспорт и логистика 2.0», что взаимный запрет на каботажные автоперевозки является сегодня базовым принципом всех международных соглашений. Взаимное соглашение с перевозчиками стран ЕАЭС станет исключением для нашей страны.
«Каботаж запрещен. Единственное исключение, которое мы сделали, — это ввели каботаж внутри Евразийского союза для государств — его членов, в основном для Белоруссии. Когда будет принят соответствующий закон, белорусские перевозчики смогут осуществлять каботаж в нашей стране», — заявил он.
Замминистра добавил, что это постепенный процесс нашей транспортной интеграции с ЕвразЭС. Со всеми другими странами каботаж по-прежнему жестко запрещен в России. «И так будет, я думаю, еще многие, многие годы», — подчеркнул Николай Асаул.