Спустя два года после запуска государственной системы «Платон» в правительстве России продолжают работать над ее усовершенствованием. Одной из таких инициатив стало внесение в октябре правительством страны в Госдуму законопроекта об изменениях в КоАП, предусматривающих четырехкратное увеличение штрафов для грузовых перевозчиков за неуплату сборов в систему «Платон».
Редакция ГиД опросила участников рынка: как они оценивают нынешнюю законодательную инициативу правительства, что в реальности будут означать эти изменения в целом для отрасли и для бизнеса самих перевозчиков? Крупные и средние автоперевозчики поддержали предложенные нововведения, т. к. они помогут упорядочить работу отрасли.
Предложенный правительством законопроект предусматривает ужесточение штрафных санкций для владельцев большегрузного (свыше 12 т) автотранспорта за неуплату сборов в системе «Платон». Сумму штрафа планируется увеличить с 5 тыс. до 20 тыс. руб. Одновременно отменяется запрет на штрафы за повторные нарушения в течение суток.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о движении тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств законопроектом предлагается увеличить с двух до шести месяцев.
Кроме того, в соответствии с вносимыми в законодательство поправками функции администратора штрафов в системе «Платон» передаются от МВД в ведение Ространснадзора. Отмечается, что для передачи данному ведомству новых административных полномочий уже полностью готов и протестирован федеральный Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП).
Директор департамента наземных перевозок компании GEFCO Russia Ирина Новикова видит лишь положительную сторону столь жесткой политики со стороны властей. По ее мнению, увеличение штрафов благоприятно скажется на рынке грузовых автоперевозок, поскольку простимулирует компании, уклоняющиеся от уплаты «Платона», регистрировать и оплачивать реальный пробег грузового транспорта массой свыше 12 т.
«Такие меры приведут к более здоровой конкуренции, когда все игроки окажутся в равных условиях необходимости полной оплаты фактического пробега. Данное повышение штрафных санкций является вполне своевременной и необходимой мерой в настоящий момент, поскольку количество компаний-нарушителей все еще существенно. И после такого ужесточения будет гораздо выгоднее производить оплату, чем уклоняться от нее», — прокомментировала она.
Руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов также обращает внимание на тот факт, что многие мелкие перевозчики до сих пор не зарегистрированы в системе «Платон».
«Они целенаправленно не оплачивают свой проезд по федеральным трассам, поскольку им выгоднее заплатить штраф, нежели оплачивать проезд на постоянной основе. Повышение размера штрафа до 20 тыс. руб. изменит данную ситуацию. Многим таким игрокам станет выгоднее платить за проезд в рамках «Платона», — отмечает он.
«Таким образом, суть нового законопроекта в том, чтобы еще большее количество перевозчиков зарегистрировалось в системе и ситуация на рынке стала еще более прозрачной», — подчеркивает топ-менеджер.
Полностью солидарен со своими коллегами по бизнесу глава ГК «Руста» Сергей Бураго. Он также убежден, что повышение штрафов лишь положительно скажется на отрасли. «Это должно привести к еще большему процессу легализации грузоперевозок из «серой зоны», — говорит он.
Чуть более осторожен в оценках директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич: «Данная инициатива может побудить к выплатам небольшие компании, которые раньше избегали сбора. Но это во многом будет зависеть от исполнения инициативы на местах».
Что касается небольших перевозчиков, то заместитель директора транспортной компании «Инкирт» из Московской области Егор Киряков разделяет позицию топ-менеджеров крупных операторов: «Повышение штрафов никак не повлияет на рынок. Точнее, повлияет лишь в том смысле, что мелкие частники, индивидуальные предприниматели, прежде не платившие «Платон», теперь будут устанавливать себе на машины эти транспондеры. И начнут, как и все другие, оплачивать «Платон».
«Суть нового законопроекта в том, чтобы еще большее количество перевозчиков зарегистрировалось в системе и ситуация на рынке стала еще более прозрачной».
В то же время опрошенные ГиД представители отрасли не видят каких-либо угроз для бизнеса своих компаний, а также в целом для работы рынка в свете предстоящих законодательных изменений в КоАП.
«Повышение штрафов за неуплату сборов в систему «Платон» вряд ли серьезно ударит по российским грузовым автоперевозкам. Крупные компании, которые совокупно обслуживают большую часть рынка, считают данный сбор расходом и закладывают его в свои финансовые модели. Другими словами, они уже исправно платят взносы и на них нововведение не отразится», — размышляет директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич.
Игорь Алексашов также считает, что на деятельность крупных перевозчиков, подобных ПЭК, — тех, которые исправно платят за проезд по федеральным трассам, — данные законодательные инициативы никак не повлияют. «Поскольку такие компании просто не получают штрафы за неуплату», — говорит он.
«Крупные компании исправно платят сборы, и на них нововведение не отразится».
У такого крупного транспортно-логистического оператора, как GEFCO, нет собственного автопарка (компания использует модель т. н. управляемого флота) — тем не менее здесь тоже полностью уверены в том, что бизнесу их партнеров из числа автотранспортных предприятий ничто не угрожает.
«Уверена, что такие изменения никоим образом не затронут наших партнеров и не повлияют на тарифы и себестоимость транспортных услуг. Все используемые нами автотранспортные предприятия и парки являются добросовестными плательщиками «Платона». Их транспортные средства зарегистрированы в системе, оплата регулярно производится либо с помощью маршрутной карты, либо с помощью бортового устройства. Поэтому в финансовом плане они вряд ли пострадают», — демонстрирует спокойствие за своих партнеров Ирина Новикова.
В свою очередь начальник управления организации грузовых перевозок DPD в России Сергей Власов согласен с тем, что нововведения должны прежде всего дисциплинировать тех перевозчиков, которые не оплачивают проезд по федеральным трассам. В то же время, по его мнению, ужесточение санкций будет иметь еще одно последствие.
«С другой стороны, внесение поправок, вероятно, повлечет за собой отток некоторой части небольших компаний — в том числе тех, кто занимается диспетчеризаций (не владеет собственным транспортом, а привлекает к перевозкам транспорт мелких перевозчиков из числа ИП). В связи с этим возможно сокращение предложений от подобного рода компаний», — отмечает он.
«Лично я вообще не вижу никаких причин для перевозчиков не платить «Платон». Если взять большегрузы, то в среднем мощность двигателя составляет, наверное, где-то 360–370 л. с. на единицу транспорта. И в таком случае получается, что транспортный налог выплачивается примерно в районе около 30 тыс. руб. на машину.
То есть вы можете спокойно сначала оплатить сборы по «Платону», а потом вычесть эту же сумму из уплаты транспортного налога. Что платить «Платон» и вычитать транспортный налог, что не платить «Платон» и не вычитать налог — разницы нет. Смысл подпадать под штрафы?» — резюмирует Егор Киряков.
Однако не все участники рынка восприняли новую законодательную инициативу положительно. Так, представляющий наиболее радикальную часть участников рынка лидер Объединения перевозчиков России (ОПР) Андрей Бажутин в очередной раз раскритиковал «Платон», выразив мнение, что недовольных перевозчиков «пытаются таким образом заставить зарегистрироваться в системе», и пообещал продолжение забастовок.
«Реакция будет однозначной, социальные протесты никто не отменял. Люди недовольны. Сама система вообще построена на многочисленных недоработках… Путем штрафов пытаются наполнить казну… Проблема назревает — тем более что пытаются увеличить штрафы и поднять саму плату по системе «Платон». Поэтому перевозчики опять начинают высказывать свое возмущение и выдвинули требования», — заявил он в интервью радио «Говорит Москва».
Напомним, что разработка нынешних законодательных поправок в КоАП стала прямым следствием прошедшей в марте встречи премьер-министра России Дмитрия Медведева с «конструктивно настроенной» частью представителей отрасли грузовых автомобильных перевозок. Именно по ее итогам последовало сразу несколько правительственных решений и законодательных инициатив.
В частности, власти взяли курс на ужесточение штрафных санкций к перевозчикам — злостным неплательщикам государственных дорожных сборов.
«Мы действительно колебались, надо ли сразу делать большие штрафы. Но сейчас уже все признают, что штрафы должны быть больше, чтобы система работала честнее… Давайте мы к этому вопросу вернемся так, чтобы не исказить картинку. Но чтобы побудить всех, кто не зарегистрировался, вести себя честно. Чтобы не было недобросовестной конкуренции, когда одни платят, а другие нет», — прокомментировал тогда по итогам встречи сам глава правительства.
«Мы действительно колебались, надо ли сразу делать большие штрафы. Но сейчас уже все признают, что штрафы должны быть больше».
В результате уже в апреле Минтранс разработал проект законодательных поправок к КоАП, направленных на увеличение штрафов за неуплату дорожных сборов в системе «Платон». В мае законопроект прошел необходимые согласования с профильными ведомствами, а в июне был внесен в правительство.
Далее, в сентябре поправки одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, после чего в начале октября правительство внесло документ на рассмотрение в Госдуму. Планируется, что при благоприятном развитии событий изменения в КоАП могут быть приняты уже до конца нынешнего года.