Новые шаги ЕС в этом направлении могут повлиять на конкурентоспособность европейских транспортных компаний.

Европейский союз сделал первый шаг для поддержки грузовых автоперевозчиков в борьбе против глобального потепления климата. Подобная политика может оказать влияние на конкурентоспособность перевозчиков разных стран.

В мае с. г. Совет министров по окружающей среде стран ЕС одобрил принятие регламента по выбросам диоксида углерода (СО2) и потребления горючего у новых грузовых автомобилей. При этом создается центральный регистр, доступный общественности, в котором обобщаются данные по выбросам СО2 в зависимости от различных осевых параметров и систем охлаждения двигателя. Такая информация должна позволить грузоперевозчикам «принимать более продуманные решения при покупке новых автомобилей и сократить, таким образом, расходы на горючее, составляющие четверть эксплуатационных затрат», — пишет французское издание Transport Info.

В более широком смысле принятое ЕС решение является первым этапом разработанной в 2014 году стратегии по привлечению грузового и пассажирского автотранспорта к борьбе с потеплением климата.

Как отмечает Еврокомиссия, парадокс заключается в том, что до сих пор в ЕС (в отличие от Канады, Китая, США и Японии) не было принято ни одного законодательного акта по данному вопросу, хотя 40% грузовиков на мировом рынке производится в Европе. «Это может негативно повлиять на конкурентоспособность производителей и перевозчиков», — предупреждает комиссия.

Началом второго этапа можно считать разработанные в Евросоюзе в мае с. г. новые положения, определяющие допустимые нормы вредных выбросов для автомобилей грузоподъемностью более 16 т.

Предложенный текст является пока проектом и не принят окончательно. Указанные нормативы касаются только новых грузовиков и еще не являются обязательными для перевозчиков.

Однако у последних есть причины для беспокойства. В апреле Еврокомиссия получила письмо с настоятельным требованием предпринять конкретные меры с целью снизить к 2025 году потребление горючего на 24%. Авторы письма также требуют «поставить в качестве обязательной цели на будущее продажу грузовиков с нулевыми выбросами». Среди подписавших данное обращение есть промышленные фирмы (IKEA, Nestle, Unilever), дистрибьюторы (Carrefour), а также транспортные компании (Geodis, Meyer&Meyer) вместе с их федерациями в Бельгии, Испании, Венгрии и Португалии.

Ситуация в Польше

Хотя обычно Польша не выступает активно по климатическим проблемам, правительство этой страны и основные ассоциации польских перевозчиков — OZMPD, TLP, ZMPD — поддерживают принимаемые меры для сокращения выбросов СО2. Как заявляют представители указанных организаций, Польша в настоящее время располагает одним из самых экологичных автопарков в Европе. 70% польских грузовиков отвечают стандартам «Евро-5» или «Евро-6» (во Франции — более 90%). Впрочем, следует уточнить, что нормы «Евро» ограничивают выбросы токсичных газов, но не диоксида углерода. При этом, как информирует Ассоциация европейских автопроизводителей ACEA, парк польских грузовых автомобилей является одним из наиболее старых в Европе со средним возрастом 16,7 года (во Франции — 7,5 года).

Помимо новых нормативов, перевозчики опасаются включения более строгих экологических требований в пакеты заказов о стороны клиентов, что практикует, например, компания Nestle. Если в других странах прогрессивные решения в области экологии поддерживаются властями и внедряются на практике (зоны с ограничением экологического класса, тарификация въезда в города по времени суток, поощрительные премии при покупке ТС), то в Польше ничего подобного в повестке дня нет. Хотя, возможно, из-за небольшой прибыли польских перевозчиков и их долгов, а также огромного количества мелких автопредприятий у польского автотранспорта нет достаточных средств для разворота в сторону экологии.

РЕКАЛАМА