До конца 2018 года автомобильные грузоперевозчики России и Китая могут получить право проезда вглубь территории обеих стран. Предполагается, что проезд транспорта станет практически беспрепятственным.
Предвосхитить данное событие должен специальный пробный автопробег Далянь — Новосибирск, призванный протестировать новый маршрут из Китая в Россию.
Более подробно обо всем этом в интервью редакции ГиД рассказал заместитель генерального директора Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс) Руслан Лужецкий.
Новое соглашение
— Руслан Николаевич, когда, по вашему мнению, ожидается подписание нового соглашения о международных автомобильных перевозках с Китаем и, соответственно, полноценный запуск двусторонних автотранспортных грузовых потоков?
«Мы считаем, что это революционный прорыв в российско-китайском партнерстве».
Хочу также отметить, что обе стороны заинтересованы в этом шаге по совершенствованию сферы автоперевозок.
В настоящий момент грузовые автомобильные перевозки регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Одно из приложений этой конвенции — применение книжки МДП (Carnet TIR). Этот документ обеспечивает оплату таможенных платежей. Китай присоединился к Конвенции совсем недавно, в 2017 году. Сразу после этого китайские коллеги активно заработали над корректным внедрением этой системы, и на автопробеге Китай — Россия они впервые осуществят перевозку по Carnet TIR.
В свою очередь, в России национальным гарантом по Конвенции является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). В случае недоставки перевозчиком груза, находящегося под таможенным контролем, при применении Carnet TIR АСМАП обязана возместить сумму таможенных платежей государству.
«Внедрение в Китае Carnet TIR позволит перевозчикам России и Китая свободно пересекать границу».
Сейчас у нас с китайскими партнерами весь груз оформляется на границе. Внедрение в Китае Carnet TIR позволит перевозчикам России и Китая свободно пересекать границу, ехать до внутренней таможни и уже там производить таможенное оформление груза.
При участии IRU коллеги из Китая уделили огромное внимание обучению своих специалистов, проведению специализированных курсов и семинаров. На предстоящем пробеге они протестируют работу системы, оценят результаты.
— Какие преимущества дает грузополучателям растаможивание грузов в глубине страны?
— В соответствии с законодательством России запрещено производить таможенное оформление грузов на границе. Все китайские склады стоят рядом с границей. Но склады для различных грузов должны быть специализированными — каждый груз имеет свои требования к хранению и перевозке. И теперь при составлении логистических цепочек доставки грузополучатель выбирает место таможенного оформления, которое будет удобнее и дешевле.
— Какие количественные изменения по квоте разрешений вы ожидаете в связи с новыми соглашениями? Их число увеличится?
— Я думаю, не увеличится. Сейчас машина, работая на приграничном сообщении, расходует разрешения очень быстро. В течение суток грузовик может съездить туда-обратно, и разрешение считается использованным. А если машина везет груз вглубь Китая, разрешение будет действовать в зависимости от протяженности маршрута. Соответственно, разрешений будет требоваться меньше. В целом квота разрешений в последние годы была на уровне 62 тыс.
— Судя по статистическим данным, объем грузооборота между Россией и КНР активно растет. Какая динамика ожидается по итогам нынешнего года?
— В функции нашего Росавтотранса не входит анализ товарооборота. Но могу сказать точно, что в последние годы между нашими странами наблюдается рост объемов грузовых перевозок — как в импорте, так и в экспорте — в среднем на 10–20%.
Автопробег Китай – Россия
— Для тестового автопробега Китай — Россия была выбрана компания Globaltruck. Почему именно она?
— Эта компания не один год работает на китайском направлении, знает все нюансы их законодательства, а также имеет широкий круг заказчиков и получателей. В прошлом году руководство перевозчика обратилось к нам с инициативой организовать такой автопробег в рамках развития транспортного коридора Россия — Китай и подготовки проекта нового соглашения. Инициативу поддержали китайские перевозчики, которым также необходимо иметь представление о действующих маршрутах в России и существующей транспортной инфраструктуре.
Ну а Минтранс России поручил нашему агентству координировать организацию автопробега от российской стороны.
— Каких результатов автопробега ждет Росавтотранс?
— Тестовый автопробег позволит нам оценить перспективы данного маршрута в рамках будущего взаимодействия в сфере автоперевозок. Благодаря ему мы сможем провести мониторинг административных барьеров, изучить состояние дорожной и придорожной инфраструктуры, степень согласованности таможенных процедур… Кроме того, на этапе подготовки установилось плотное взаимодействие с китайскими ведомствами, курирующими автоперевозки.
«В прошлом году руководство компании обратилось к нам с инициативой организовать такой автопробег Китай — Россия».
Хочу отметить, что одной из задач автопробега является информирование сторон о действующем законодательстве в области транспорта. Например, китайских коллег интересует вопрос оплаты проезда по системе «Платон», а нас — оплата проезда по дорогам Китая. Также обеим сторонам интересна работа надзорных органов: как осуществляется контроль весогабаритных параметров, режима труда и отдыха водителей, использование разрешений на перевозку. Эти и другие подобные моменты должны быть понятны каждой из сторон, что позволит в дальнейшем минимизировать административные барьеры.
— Насколько схожи требования стандартов двух стран к грузовым перевозкам?
— Стандарты в основном похожи, в том числе — по весогабаритным параметрам. Имеются лишь два отличия: длина автопоезда в Китае ограничена 17 м, а максимальная масса шестиосного тягача в Китае разрешена до 46 т.
В то же время организация дорожного движения в КНР очень похожа на европейскую. Возможно, они ориентируются на основные векторы Венской конвенции, хотя не являются ее участниками.
В целом мне кажется, что российские перевозчики гораздо быстрее освоятся на китайской территории, в силу того что они уже активно работают в Европе, Казахстане, Монголии и других странах. Наши компании быстро ориентируются в ситуации, знают тонкости законодательств, привыкли к жесткому соблюдению правил. Поэтому им будет проще адаптироваться на дорогах Китая. В этом плане китайской стороне будет несколько сложнее, но со временем у них тоже все будет отлажено.
Новые перспективы
— Я правильно понимаю, что благодаря новому соглашению с территории Китая автомобиль сможет следовать не только на территорию Дальнего Востока и Сибири, но и дальше Урала?
— Да, по новому соглашению перевозчик сможет это сделать. Но насколько это будет целесообразно экономически, каждый перевозчик будет решать для себя сам.
— Главный смысл новых соглашений заключается в том, чтобы увеличить грузооборот дальневосточной части России с Китаем?
— Не совсем так. Новое соглашение позволит увеличить грузопоток китайских товаров в сторону сибирского и уральского регионов, куда товары в настоящий момент доставляются из западных портов России автомобильным и ж/д сообщением.
Но самое главное — это временной фактор. Дело в том, что сейчас идет большая задержка по времени. Груз из Китая, в частности фрукты, китайской машиной везут из Даляня, доставляют в Маньчжурию, выгружают на склад. Здесь определенно будет перепад температурного режима. Груз оформляется на таможне — российская машина приезжает, загружает его со склада. Опять произошел определенный перепад температур, что сказывается на качестве груза.
При работе по новой схеме российская машина прибудет в Далянь, загрузится, приедет в Маньчжурию, откроет Carnet TIR и сразу поедет дальше. Срок оформления на границе по процедуре Carnet TIR составляет всего 4–5 ч, после чего машина уезжает.
То есть увеличивается скорость движения товарных потоков. Это выгодно всем — особенно, конечным получателям и перевозчикам.
— Насколько в целом, на ваш взгляд, активизация сотрудничества с Китаем окажет влияние на рынок автотранспортной логистики в России?
— Перевод вектора логистических маршрутов в сторону стран Юго-Восточной Азии — в том числе автотранспортных перевозок — может стать существенным стимулом для развития России, особенно для регионов Сибири и Дальнего Востока. Именно в этом ключе запуск транспортного коридора из Китая в Россию и открытие новых маршрутов будет способствовать более тесному взаимодействию между странами в частности, в отношении грузовых автоперевозок.
«Самое главное — это временной фактор. Увеличивается скорость движения товарных потоков».
Когда доставка грузов осуществляется на большие расстояния и на всей протяженности пути без смены транспортной компании, — это действительно прорыв! К преимуществам для российских перевозчиков следует отнести более свободный доступ к грузовой базе Китая, возможность отказаться от перегрузки и смены перевозчика на границе, а также снижение временных и финансовых издержек плюс адекватное уменьшение транспортной составляющей в цене товаров.
Предварительные оценки показывают, что благодаря перераспределению транспортных потоков на новые маршруты грузопоток будет дополнительно расти на 17–20% в год.
Поэтому в скором будущем дороги, соединяющие Китай и Россию, станут важной транспортной артерией для перевозки грузов, наращивания инвестиций и торговли.
Беседовал Максим Алексеев.