Во всем мире использование контрафактных товаров подвергает риску здоровье и безопасность потребителей, одновременно отнимая у правительств, предпринимателей и общества налоги, прибыли и законные рабочие места.

По расчетам, к 2022 году негативный эффект от контрафактной и пиратской продукции приведет к потере мировой экономикой 4,2 трлн долл. и поставит под угрозу 5,4 млн законных рабочих мест.

По мере своего развития новые технологии совершенствуются и становятся более доступными, а контрафактные товары воспроизводят ведущие бренды производителей продуктов питания и напитков, медикаментов, электроники и электротоваров, запчастей к автомобилям и домашней техники. Эти товары продаются как на обычном рынке, так и через онлайн-площадки. В то же время пиратами, действующими в области интеллектуальной собственности, создана целая сеть по производству, перевозке и продаже неавторизованной музыки, видео- и программного обеспечения стоимостью во многие миллионы долларов.

Незаконная торговля составила в 2013 году около 461 млрд долл., т. е. около 2,5% мирового ВВП

Нелегальная торговля такого масштаба подрывает экономическое развитие, здоровую рыночную экономику, открытую международную торговлю и инвестиции. Ни один законный бизнес или отдельная страна не обладает иммунитетом против контрафакта и пиратства, и никто не в состоянии в одиночку бороться с ними.

В докладе ОЭСР за 2016 год отмечалось, что незаконная торговля составила в 2013 году около 461 млрд долл., т. е. около 2,5% мирового ВВП. По оценкам, в том же году мировой экспорт и импорт составили 122,35 млн двадцатифутовых эквивалентов (twenty-foot equivalent unit, TEU — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. — Прим. ред.). Из этого можно сделать вывод, что около 3 млн перевезенных двадцатифутовых эквивалентов содержали контрафактные товары.

Интернет-торговля способствовала быстрому росту объема отправок посылок и индивидуальных отправлений в целом. Преступные сообщества всегда использовали традиционную цепь поставок для перевозок больших объемов грузов, стремясь при этом избежать задержания. Один из способов достичь этого — смешивание оригинального и контрафактного товара в одной отправке или контейнере при перевозке сборного груза.

Правоохранительные органы не имеют достаточно ресурсов для того, чтобы осуществлять одновременный контроль и посылок и контейнеров. Даже целенаправленное усиление данного контроля не решает проблемы: криминальные сообщества имеют слишком широкий выбор опций по отправке и могут просто изменить практику для уменьшения риска задержания. Однако проводимые проверки показывают, что объем задержаний контрафактных товаров среди контейнеризованных грузов значительно превышает объемы, проходящие через почтовые службы.

Объем задержаний контрафактных товаров среди контейнеризованных грузов значительно превышает объемы, проходящие через почтовые службы.

Риски для участников цепи поставок

Вряд ли для отправителей, связанных с контрафактными грузами, «добросовестная практика» является мотивирующим фактором. Поэтому в таких случаях следует обоснованно ожидать увеличения вероятности ненадлежащего хранения и крепления грузов, искажения информации о характере и весе отгружаемого товара. В случае товаров, которые можно отнести к опасным, это способно поставить под удар всю цепь поставок.

Обнаружение и задержание органами власти контрафактных товаров может привести к перерыву в операциях и финансовым последствиям для участников цепи поставок. Помимо задержек, возрастания инспекционных проверок, рисков задержания и конфискации грузов следует иметь в виду репутационные риски, a также весь спектр наказаний для лиц, напрямую вовлеченных в незаконные перевозки.

В случае ареста груза участники нелегальной схемы предпочитают отказаться от него, чем создают целый ряд проблем, связанных с определением действительного владельца и лиц, ответственных за расходы по инспекции, хранению и уничтожению контрафактных грузов.

Таможенные органы могут потребовать от участников перевозки размещения арестованного груза на таможенном складе до завершения расследования. Важно обеспечить надлежащее хранение и безопасность груза в период, когда он находится в вашем распоряжении. Происшествия, связанные с кражей или повреждением такого груза, могут привести к предъявлению комплексных претензий к участникам цепи поставок.

От перевозчиков контрафакта следует ожидать увеличения вероятности ненадлежащего хранения и крепления грузов, искажения информации о характере и весе отгружаемого товара.

При краже или повреждении товара получатели могут предъявить претензию договорному перевозчику на основании того, что заключенная ими сделка носила, по их мнению, легитимный характер, а также могут легко доказать финансовый ущерб. Даже если в конечном итоге такая претензия не окажется успешной, перевозчик может понести значительные расходы, связанные со своей юридической защитой. Незаконный характер перевозки может также повлиять на вашу возможность воспользоваться страховой защитой при урегулировании подобных ситуаций.

Какие способы защиты имеются у вас?

Важной отправной точкой может послужить растущее понимание внутри вашей организации ассоциированных рисков и их возможной стоимости. Анализ существующих практик будет способствовать идентификации незаконных операций.

Критически важно знать ваших заказчиков и привлекаемых подрядчиков для адекватной защиты вашего бизнеса. Относитесь ко всем клиентам с должной осмотрительностью, в особенности к новым или связанным с новыми для вас географическими регионами. Анализируйте характеристику рисков вашей клиентской базы, чтобы добиться уверенности в законности операций.

Относитесь ко всем клиентам с должной осмотрительностью.

Хорошей практикой является периодическая проверка собственных сотрудников. Проверка их положения — и в особенности криминальной истории — может послужить важным индикатором риска соучастия в незаконных схемах.

Контрафактные товары и интеллектуальное пиратство истощают законную международную торговлю и ставят под удар безопасность и надежность цепи поставок. С 2016 года ряд крупнейших участников цепи поставок и обладателей торговых марок при участии Международной торгово-промышленной палаты приняли обязательство сотрудничать в предотвращении перевозок контрафактных товаров в качестве подписантов Декларации о намерении по предотвращению морских перевозок контрафактных товаров.

Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в разделе «Контрафакт и пиратство (BASCAP)» на сайте МТПП.

Перегрин Сторс-Фокс (Peregrine Storrs-Fox), директор по управлению рисками, TT Club

РЕКАЛАМА