Результаты недавнего исследования Национального комитета автоперевозчиков (НКА) во Франции подтверждают, что польские компании занимают выигрышное и господствующее место на транспортном рынке Европы. Но удерживать такие позиции им становится все труднее.
Часто недооцениваемые в Западной Европе грузовые автоперевозки находятся в центре коммерческих интересов стран Восточной Европы. Польша является одним из важных проводников этой политики.
Годовой оборот польской отрасли грузовых автомобильных перевозок составляет 25 млрд евро (фото: arra.pl)

Годовой оборот польской отрасли грузовых автомобильных перевозок составляет 25 млрд евро (фото: arra.pl)

Польские власти признают стратегическую роль своих автоперевозчиков в экономике страны. В отрасли работает 80 тыс. автопредприятий, занято более 230 тыс. работников, их годовой оборот составляет 25 млрд евро. Это является значительной прибавкой в копилку внешней торговли, т. к. 60% объема автоперевозок в тонно-километрах поляки делают в международном сообщении.

С 2007 года польские перевозчики лидируют на рынке автомобильных грузоперевозок в этой категории в Европе и занимают второе место по совокупному трафику, уступая только своим коллегам из Германии.

По итогам 2016 года объем автоперевозок польскими машинами увеличился на 11,5% (против 6% в среднем по Европе). С момента вхождения Польши в ЕС в 2004 году объем перевозок утроился, и страна вышла на первые места на рынке международных перевозок и каботажа, в частности в Германии и Франции.

На польских автоперевозчиков приходится 28% всех международных перевозок в Европе.

Помимо политической поддержки, которой пользуются польские перевозчики, такие результаты достигнуты благодаря низкой себестоимости перевозок. По данным НКА, стоимость километра пробега (без учета инфраструктуры) на 34% ниже, чем у французских перевозчиков. С учетом инфраструктуры стоимость километра пробега составляет 0,76–0,79 евро против 1,2 евро во Франции.

На польских автоперевозчиков приходится 28% всех международных перевозок в Европе. Результаты достигнуты и благодаря производительности труда: годовой пробег польского грузовика составляет 134,4 тыс.  км (против 113,3 тыс. км во Франции), а количество рабочих дней — 265 (против 229 дней во Франции). Ниже в Польше по сравнению с Францией расходы на ремонт и техобслуживание: 4600 евро в год (против 8553 евро), а также на оплату водителям: 0,16 евро/км (против 0,45 евро/км).

Однако экономическая ситуация, на которой базируются успехи польских перевозчиков, в последнее время показывает некоторые трещины. Отрицательное влияние оказывает рост цен на дизельное топливо и настойчивые попытки Франции и Германии ужесточить правила перевозок (установление минимальной зарплаты, запрет отдыха водителей в кабине и пр.). Также сказывается нехватка водителей и их требования по улучшению условий труда. Поэтому не случайно в Польше все чаще нанимают на работу водителей из соседних стран — Украины, России, Грузии и Казахстана.

27 февраля 2018 года
РЕКАЛАМА