В сентябре этого года в Париже состоялась выставка SITL — крупнейшее специализированное ежегодное мероприятие в области грузоперевозок и логистики. За годы проведения выставка SITL стала авторитетным транспортным форумом, целью и задачей которого является демонстрация современных технологий грузоперевозок различными видами транспорта, представление новейших достижений в области создания систем логистики, транспортного обслуживания, автоматизации и механизации складских и погрузочно-разгрузочных работ, производства специализированного подвижного состава. Большое внимание на выставке было уделено внедрению на транспорте альтернативных видов энергии. Ниже приводится краткий обзор основных тенденций в области автотранспорта, представленных на этом форуме.


Новые виды топлива

Сегодня огромное внимание уделяется внедрению новых технологий с использованием альтернативных источников энергии. Многие участники транспортного процесса, производители и грузоотправители, считают, что это позволит автотранспорту в будущем стать более чистым и стабильным. Следуя политике социальной и экологической ответственности, они всячески поощряют перевозчиков использовать чистые виды топлива, заменяя дизельные грузовики на модели с биотопливом, газом, а также электричеством для малотоннажных автомобилей.

Одновременно ужесточаются правила дорожного движения. В соответствии с новыми ПДД производители обязаны сократить вредные выбросы своих автомобилей, а в крупных городах выделяются специальные зоны с низким уровнем выбросов (ZFE), куда запрещен въезд грузовиков. Въехать в эти зоны могут только транспортные средства со специальной разрешающей виньеткой (CRIT/AIR).

В рамках выставки была организована уникальная Деревня AFGNV*, где представлены все производители грузовиков и поставщики газового топлива. Там можно было ознакомиться с последними инновациями в области экологически чистых транспортных средств.


Логистика доставки грузов на «последней миле»

С введением альтернативных источников энергии и ограничениями движения по городу грузового транспорта особое внимание уделяется доставке товаров на «последней миле». Учитывая значительное развитие в последнее время электронной торговли и цифровых технологий, оптимизация бизнес-процессов на «последней миле» может существенно повысить эффективность всей логистической цепочки поставок в целом. Поэтому не случайно на выставке были широко представлены различные средства доставки товаров на «последней миле»: беспилотные, гибридные и электрические автомобили, роботы и дроны.

На выставке предлагались различные технологии для решения таких проблем «последней мили», как сокращение эксплуатационных затрат, мобильность доставщиков, отслеживаемость поставок, цифровизация упаковки. Также были представлены решения по организации городских центров распределения товаров (логистических микроплатформ), автоматизированных пунктов выдачи заказов, создания мобильных приложений для мониторинга поставок, которыми могут пользоваться перевозчики и конечные получатели.



Автоматизация складских работ

Не говоря уже о роботах-гуманоидах от Boston Dynamics, способных выполнять спортивные пробежки с грузом на плечах, на современном складе сегодня также успешно работают производственные роботы. Как считает производитель автоматизированных логистических систем Jabil, в течение 2020 года пандемия ускорила внедрение робототехники на складах и это явление продолжается в текущем году. Такие автоматизированные устройства, способные работать круглосуточно, помогают при подготовке товарных заказов, формировании поддонов с грузом и погрузке их в автомобили, решая тем самым проблему нехватки рабочей силы на складах.

На выставочной площадке был представлен склад будущего, где около сорока производителей демонстрировали свои достижения в области автоматизации складских работ, включая оборудование и программное обеспечение.


Цифровая логистика на 100%

Ускоренная кризисом COVID-19 цифровизация затрагивает все звенья логистической цепочки поставок, обеспечивая тесную интеграцию складской и транспортной информации с данными о поставщиках, перевозчиках и потребителях услуг. Цифровые технологии через специальные мобильные приложения и программное обеспечение быстро охватывают всех участников поставок — от производителей товаров до водителей. Среди таких цифровых технологий прежде всего следует выделить интернет вещей (IoT). С помощью облачных решений транспортные и производственные компании могут отслеживать движение товаров в режиме реального времени, а также следить за тем, чтобы они были доставлены в надлежащем состоянии, в нужное место и вовремя.

В дополнение к цифровому мониторингу транспортного процесса от поставщика до получателя в настоящее время широко используется цифровизация сопроводительных транспортных документов с применением технологии блокчейн. Данная технология позволяет хранить данные о перевозке в закрытом доступе, гарантировать их безопасность и с помощью цифровых инструментов отслеживать всю цепочку поставок до окончательных финансовых расчетов между партнерами.

Одним из лозунгов на SITL-21 был призыв «Давайте создадим новые логистические связи». Поэтому не случайно на выставке как никогда много участников (178 компаний) представляли свои достижения в разделе «Цифровые технологии на транспорте, IoT и информационные системы».



Важнейший вызов будущего — кибербезопасность

Вышеупомянутая гонка в области цифровых технологий сопряжена с рядом рисков и порождает новые проблемы, особенно в области кибербезопасности. Существующий опыт удаленной работы и применение цифровых технологий подтверждают высокий уровень рисков кражи данных, шпионажа и мошенничества, жертвами которых стали и некоторые логистические компании. По оценкам ANSSI (Национальное агентство по безопасности информационных систем), за последние пять лет количество кибератак увеличилось на 400%.

Если такие мировые гиганты, как Microsoft или Google, могли себе позволить инвестировать в течение последних пяти лет 30 млрд долларов в усиление своей кибербезопасности, то небольшие и средние предприятия, особенно при отсутствии у них IT-менеджеров, окажутся беспомощными перед лицом проводимых хакерских атак на их информационные системы.

В рамках форума все желающие могли пройти учебный курс по безопасности в современной логистике. Кроме того, в ходе мероприятия экспертами по кибербезопасности были проведены три конференции.

*AFGNV — Французская ассоциация владельцев автомобилей на газовом топливе.

Изображения, перевод с французского: https://www.transportinfo.fr/special-sitl-les-grandes-tendances-de-ledition-2021/

РЕКАЛАМА