По словам Владимира Матягина, в настоящее время, в условиях наступившего на рынке автомобильных грузоперевозок кризиса назрела объективная необходимость создать единую национальную ассоциацию, которая объединила бы всех перевозчиков страны и защищала их интересы.
«На сегодня у нас в транспортной отрасли задействован не один десяток миллионов человек. Это огромное количество людей, которые сегодня оказались брошены государством, — сообщил глава «Грузавтотранса». — В 2005 году было непозволительным пускать этот рынок в свободное плавание. Когда отменили лицензирование, но ничего не дали взамен. В таком случае должно быть саморегулирование рынка — почему мы и взялись активно за этот вопрос. В наших планах стоит создание Национальной ассоциации перевозчиков. Наш рынок должен быть каким-то образом регулируемым. Если он не регулируется, — это анархия».
«Но наши проблемы никто за нас не решит. И правильные законы за нас никто не напишет. И власти так и будут продолжать смотреть на нас сверху и делать так, как они видят наши вопросы. До тех пор пока мы не объединимся, наши голоса не будут услышаны», — продолжил Матягин.
Национальная ассоциация перевозчиков (НАП) сможет объединить перевозчиков всех регионов и представлять их интересы на федеральном уровне.
«До тех пор пока мы не объединимся, наши голоса не будут услышаны».
Структура будущей организации, по словам главы «Грузавтотранса», должна быть следующей. В субъектах РФ должны быть созданы локальные саморегулируемые организации (СРО), в состав которых войдут перевозчики региона. Сами региональные СРО должны войти в состав Национальной ассоциации перевозчиков, которая будет взаимодействовать с федеральными органами власти и доносить до них проблемы отрасли.
«Тогда у нас будет выстроена вертикаль управления отраслью. Потому что руководители региональных организаций будут слышать каждого отдельного перевозчика своего региона, будут выносить эти проблемы выше и решать, — пояснил Матягин. — Тогда и у нас будет понимание, какие законы принимает государство, и будет обратная связь». По его словам, входящие в национальную ассоциацию саморегулируемые организации смогут разрабатывать и предлагать законопроекты, которые будут обязательными к рассмотрению в Госдуме.
Лидер такой единой всероссийской СРО, пояснил Матягин в беседе с обозревателем ГиД, может быть избран на общем собрании ассоциации.
Основой создания региональных СРО могут выступить уже имеющиеся в регионах объединения перевозчиков. В том числе сама ассоциация «Грузавтотранс»: «На сегодня мы объединяем около 60 различных компаний — от ИП и среднего бизнеса до крупных компаний, у которых до 1500 автомобилей. Общий автопарк у организаций, входящих в нашу ассоциацию, порядка 7000», — сообщил Матягин.
При этом, по его словам, контуры и формат НАП также будут еще обсуждаться. «Мы должны вместе сесть и обсудить, какой она у нас будет, эта ассоциация. У нас есть видение, концепция, как это должно быть. Но мы не пытаемся навязать свое мнение другим. Поэтому мы говорим: давайте сядем и консолидированно решим. Что-то уберем, подправим, но в итоге придем к единому мнению. Потому что без этого у нас так и будут продолжаться эти склоки», — сказал он.
«Рынку надо объединиться и самостоятельно прописать все стандарты и правила работы», — пояснил Матягин. Именно саморегулирование, убежден эксперт, позволит навести порядок на рынке.
«Если компания работает в легальном поле — платит все налоги и соблюдает все правила игры, не нарушая законодательство, то она сегодня находится в худшем положении по сравнению с теми участниками рынка, кто не соблюдает правила игры: не платит налоги, возит с колоссальными перегрузами и не соблюдает закон, — объяснил он. — Если кто-то начинает нарушать эти стандарты и правила, у нас должна быть возможность выгнать этого участника рынка. Лучше потерять одного, чем потом потерять весь рынок. Потому что мы сегодня уже настолько опустились, что нормальным перевозчикам невозможно работать честно и зарабатывать».
Система допуска на рынок позволит устранить имеющийся ценовой демпинг на рынке, считает эксперт: «Цены не должны быть демпинговыми. Когда будут четко подсчитаны затраты и прибыль (а предприниматель, работающий в перевозках, должен получать прибыль), то тогда и будет соблюден баланс интересов. И государства, и общества, и самих перевозчиков. Только система допуска на рынок позволит устранить этот ценовой демпинг на рынке».
Глава «Грузавтотранса» признает, что добиться желаемой цели — создать единую организацию перевозчиков — в условиях нынешней сильной разобщенности среди участников рынка будет трудно. Но здесь, по его мнению, должно подключиться и помочь государство.
Свою положительную роль в поддержке инициативы могут сыграть и крупные игроки. «На днях мы проводили переговоры с другими крупными компаниями. Они сказали: да, мы готовы здесь выступить флагманами и поддержать».
При этом Матягин развеял опасения, что НАП будет защищать интересы лишь крупных игроков.
«В какой-то степени они (крупные компании. — Прим. ГиД) смогут помочь даже тем же индивидуальным предпринимателям — например, правильно вести бизнес. Тем же, кто считает, что крупные компании хотят монополизировать рынок и всех нас уничтожить, я хочу сказать: извините, но во всем мире экономика держится на малом и среднем предпринимательстве», — подчеркнул он.
Касательно сроков реализации проекта Владимир Матягин признал, что сегодня их попросту нет, они остаются открытыми: «Создание нашей общей национальной саморегулируемой организации находится в самом начале», — сказал он.
При этом эксперт сообщил, что планирует сам лично уже в этом году поездить по регионам, провести встречи и переговоры с перевозчиками.