Российскому рынку автомобильных грузоперевозок нужно национальное отраслевое объединение, заявил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин в ходе прошедшего 12 апреля в Москве круглого стола по теме «Дальнобойщики в поиске компромисса: отраслевые проблемы и варианты решения».

По словам Владимира Матягина, в настоящее время, в условиях наступившего на рынке автомобильных грузоперевозок кризиса назрела объективная необходимость создать единую национальную ассоциацию, которая объединила бы всех перевозчиков страны и защищала их интересы.

«На сегодня у нас в транспортной отрасли задействован не один десяток миллионов человек. Это огромное количество людей, которые сегодня оказались брошены государством, — сообщил глава «Грузавтотранса». — В 2005 году было непозволительным пускать этот рынок в свободное плавание. Когда отменили лицензирование, но ничего не дали взамен. В таком случае должно быть саморегулирование рынка — почему мы и взялись активно за этот вопрос. В наших планах стоит создание Национальной ассоциации перевозчиков. Наш рынок должен быть каким-то образом регулируемым. Если он не регулируется, — это анархия».

Структура и цели

«Но наши проблемы никто за нас не решит. И правильные законы за нас никто не напишет. И власти так и будут продолжать смотреть на нас сверху и делать так, как они видят наши вопросы. До тех пор пока мы не объединимся, наши голоса не будут услышаны», — продолжил Матягин.

Национальная ассоциация перевозчиков (НАП) сможет объединить перевозчиков всех регионов и представлять их интересы на федеральном уровне.

«До тех пор пока мы не объединимся, наши голоса не будут услышаны».

Структура будущей организации, по словам главы «Грузавтотранса», должна быть следующей. В субъектах РФ должны быть созданы локальные саморегулируемые организации (СРО), в состав которых войдут перевозчики региона. Сами региональные СРО должны войти в состав Национальной ассоциации перевозчиков, которая будет взаимодействовать с федеральными органами власти и доносить до них проблемы отрасли.

«Тогда у нас будет выстроена вертикаль управления отраслью. Потому что руководители региональных организаций будут слышать каждого отдельного перевозчика своего региона, будут выносить эти проблемы выше и решать, — пояснил Матягин. — Тогда и у нас будет понимание, какие законы принимает государство, и будет обратная связь». По его словам, входящие в национальную ассоциацию саморегулируемые организации смогут разрабатывать и предлагать законопроекты, которые будут обязательными к рассмотрению в Госдуме.

Лидер такой единой всероссийской СРО, пояснил Матягин в беседе с обозревателем ГиД, может быть избран на общем собрании ассоциации.

База есть

Основой создания региональных СРО могут выступить уже имеющиеся в регионах объединения перевозчиков. В том числе сама ассоциация «Грузавтотранс»: «На сегодня мы объединяем около 60 различных компаний — от ИП и среднего бизнеса до крупных компаний, у которых до 1500 автомобилей. Общий автопарк у организаций, входящих в нашу ассоциацию, порядка 7000», — сообщил Матягин.

При этом, по его словам, контуры и формат НАП также будут еще обсуждаться. «Мы должны вместе сесть и обсудить, какой она у нас будет, эта ассоциация. У нас есть видение, концепция, как это должно быть. Но мы не пытаемся навязать свое мнение другим. Поэтому мы говорим: давайте сядем и консолидированно решим. Что-то уберем, подправим, но в итоге придем к единому мнению. Потому что без этого у нас так и будут продолжаться эти склоки», — сказал он.

Плюсы создания
Как пояснил президент «Грузавтотранса», появление такой консолидирующей организации будет иметь множество положительных последствий для рынка и, по сути, спасет его от окончательного развала.
По мнению Владимира Матягина, именно саморегулирование позволит навести порядок на рынке грузовых автоперевозок (фото: МК)

По мнению Владимира Матягина, именно саморегулирование позволит навести порядок на рынке грузовых автоперевозок (фото: МК)

«Рынку надо объединиться и самостоятельно прописать все стандарты и правила работы», — пояснил Матягин. Именно саморегулирование, убежден эксперт, позволит навести порядок на рынке.

«Если компания работает в легальном поле — платит все налоги и соблюдает все правила игры, не нарушая законодательство, то она сегодня находится в худшем положении по сравнению с теми участниками рынка, кто не соблюдает правила игры: не платит налоги, возит с колоссальными перегрузами и не соблюдает закон, — объяснил он. — Если кто-то начинает нарушать эти стандарты и правила, у нас должна быть возможность выгнать этого участника рынка. Лучше потерять одного, чем потом потерять весь рынок. Потому что мы сегодня уже настолько опустились, что нормальным перевозчикам невозможно работать честно и зарабатывать».

Система допуска на рынок позволит устранить имеющийся ценовой демпинг на рынке, считает эксперт: «Цены не должны быть демпинговыми. Когда будут четко подсчитаны затраты и прибыль (а предприниматель, работающий в перевозках, должен получать прибыль), то тогда и будет соблюден баланс интересов. И государства, и общества, и самих перевозчиков. Только система допуска на рынок позволит устранить этот ценовой демпинг на рынке».

Трудная задача

Глава «Грузавтотранса» признает, что добиться желаемой цели — создать единую организацию перевозчиков — в условиях нынешней сильной разобщенности среди участников рынка будет трудно. Но здесь, по его мнению, должно подключиться и помочь государство.

Свою положительную роль в поддержке инициативы могут сыграть и крупные игроки. «На днях мы проводили переговоры с другими крупными компаниями. Они сказали: да, мы готовы здесь выступить флагманами и поддержать».

При этом Матягин развеял опасения, что НАП будет защищать интересы лишь крупных игроков.

«В какой-то степени они (крупные компании. — Прим. ГиД) смогут помочь даже тем же индивидуальным предпринимателям — например, правильно вести бизнес. Тем же, кто считает, что крупные компании хотят монополизировать рынок и всех нас уничтожить, я хочу сказать: извините, но во всем мире экономика держится на малом и среднем предпринимательстве», — подчеркнул он.

Касательно сроков реализации проекта Владимир Матягин признал, что сегодня их попросту нет, они остаются открытыми: «Создание нашей общей национальной саморегулируемой организации находится в самом начале», — сказал он.

При этом эксперт сообщил, что планирует сам лично уже в этом году поездить по регионам, провести встречи и переговоры с перевозчиками.

Текст: Максим Алексеев
Заглавное фото: МК
РЕКАЛАМА