В прошедшем, 2019 году одним из лауреатов Национальной премии ГиД впервые стала транспортно-логистическая компания «DPD в России». О том, за какие заслуги могла быть получена награда и каких заметных успехов добился этот международный транспортно-логистический оператор за последний год, в интервью ГиД рассказала директор компании по продажам Наталия Плетнева.

Заслуженная награда

– Наталия Евгеньевна, в конце ноября ваша компания удостоилась вручения Национальной премии «Грузовики и дороги» в номинации «Грузовой автоперевозчик на внутрироссийских маршрутах с мало- и среднетоннажным парком ТС». Что значит для вас эта награда?

– Получать премии всегда приятно, но особенно ценно, когда заслуги признает профессиональное сообщество. Спасибо большое за эту награду, мы действительно много работаем над собой, чтобы стать еще лучше.

В 2018 году мы уже были номинированы на премию, но не победили, зато в 2019-м стали лауреатом. Прямо как Леонардо ДиКаприо, который долго номинировался на «Оскар» и в конце концов получил его.

компания DPD в России

Директор по продажам «DPD в России» Наталия Плетнева считает 2019 год успешным для компании (фото: «DPD в России»)

Kак прошел 2019 год для компании, что хорошего или плохого он вам принес?

– Год для нас был знаковым, потому что в 2019-м мы завершили слияние с компанией «СПСР-Экспресс», о котором было объявлено в начале 2017 года. Это уникальное событие для нашей отрасли — интеграцию такого масштаба не проводил еще никто.

Также DPD завершила тестирование сервиса Predict, и теперь доставка в двухчасовой интервал доступна миллионам российских онлайн-покупателей. Predict — сложный технологический продукт, объединяющий ряд решений: автоматический разбор адреса, присвоение каждому адресу геокоординат, а также систему, которая самостоятельно выстраивает маршрут для курьера с учетом пробок и широкого интервала доставки, выбранного клиентом в момент оформления заказа в любом интернет-магазине. Этот сервис — один из ключевых факторов нашего успеха на рынке e-commerce.

Год для нас был знаковым, потому что мы завершили слияние с компанией «СПСР-Экспресс».

Кроме того, мы переехали в новый, большой и современный терминал в подмосковной Икше. В России сегодня не очень хорошо со складской логистикой для перевозчиков. Складская инфраструктура в большей степени построена для тех, кто хранит и обрабатывает грузы, но нам удалось найти подходящий вариант.

Это, пожалуй, наиболее важные события.

Развитие автопарка

– А что вы можете сказать об инновациях в транспортном подразделении? Например, в прошлом году у вас была очень интересная история с электрофургонами…

– Да, в 2019 году мы закупили машины на электрическом питании для внутригородской доставки по Москве и Ростову-на-Дону.

Как компания, входящая в международный холдинг, «DPD в России» поддерживает программу корпоративно-социальной ответственности, одно из направлений которой — сокращение выбросов CO2. Цель DPDgroup — к 2025 году снизить на 30% выбросы СО2 относительно 2013 года и поставить на маршруты 5000 транспортных средств на альтернативном топливе.

Цель DPDgroup — к 2025 году поставить на маршруты 5000 транспортных средств на альтернативном топливе.

Сегодня в обществе есть интерес к сохранности экологии, и государство предпринимает шаги для стимулирования автовладельцев к переходу на транспорт, не загрязняющий окружающую среду, — например, предлагает бесплатные парковки для электрокаров.

– Испытываете ли трудности с подзарядкой своих электрофургонов?

– В Москве инфраструктура для электрокаров наиболее развита по сравнению с другими городами: есть зарядные станции не только в самой столице, но и в ближайшем Подмосковье. На наших терминалах тоже есть зарядные станции.

электрофургон Renault Kangoo Z.E.

Осенью 2019 года компания «DPD в России» запустила городскую доставку на электрофургонах Renault Kangoo Z.E. (фото: «DPD в России»)

– Некоторые регионы уже ввели льготу по транспортному налогу для электротранспорта. В Москве у вас тоже есть такой налоговый вычет? И окупаются ли в целом затраты на содержание этого транспорта?

– В конце 2019 года Мосгордума приняла закон, освобождающий владельцев электромобилей от транспортного налога, и эта льгота будет действовать до конца 2024 года.

Если говорить об эксплуатации, то обслуживание электромобиля обходится дешевле: не нужно закупать топливо, стоимость техобслуживания ниже и парковки в Москве для электрокаров бесплатные. При этом в закупке электромобиль дороже обычного малотоннажного грузовика. C учетом стоимости заправки, парковки, ТО срок окупаемости электромобиля составляет около трех лет.

Если говорить об эксплуатации, то обслуживание электромобиля обходится дешевле.

Но хочу подчеркнуть, что, запуская доставку на электрокарах, мы заинтересованы не в экономии бюджета, а в снижении выбросов CO2.

– Можете ли вы озвучить свои планы относительно обновления автопарка на 2020 год?

– Мы планируем расширять автопарк, но наша задача — предоставлять максимально широкий спектр услуг перевозки, от легкого транспорта до грузовых фур. Поэтому помимо обновления автопарка, DPD также продолжает развивать работу с подрядными организациями. Мы занимаемся созданием инфраструктуры, которая позволяет клиенту получать качественный сервис и не задумываться над тем, как работает система изнутри.

Логистические платформы

– Насколько, на ваш взгляд, и как скоро изменят рынок экспресс-доставок платформы-агрегаторы?

– Платформы-агрегаторы уже меняют рынок, а некоторые из них, по сути, создают новые бизнес-модели. Среди них — стартапы, которые дают возможность практически любому подключаться к своей системе и заработать на доставке заказа.

Когда у компании несколько десятков тысяч клиентов, она не может позволить себе ошибок, потому что несет ответственность за те договоры, которые уже исполняет. При этом какие-то идеи вполне можно использовать и большим игрокам — например, подключать краудфандинг, когда в зимнее время на дорогах сложная транспортная ситуация. Наш новый IT-директор, который пришел из отрасли каршеринга, предлагает различные идеи на эту тему.

Будущее — за большими игроками.

В то же время у DPD много грузов и нет планов агрегировать чужие отправки. Среди агрегаторов есть и те, кто только выполняет связующую функцию, не имея никаких собственных ресурсов. Вряд ли за ними будущее. Будущее — за большими игроками.

Многие стартапы сейчас пытаются активно развиваться, чтобы стать интересными для инвесторов. Не исключено, что кто-то из крупных игроков рынка в перспективе может купить подобный проект как готовое решение.

– Я правильно понял, что в DPD смотрят не в сторону сотрудничества с этими стартапами, а в сторону создания своей платформы?

– Мы рассматриваем различные варианты — как разработку системы внутри, так и сотрудничество и поддержку стартапов. При создании платформы или программы собственными ресурсами задействовано множество специалистов (программистов, кодировщиков, архитекторов), чье время стоит дорого, и иногда целесообразнее купить готовый продукт.

Мы рассматриваем различные варианты — как разработку системы внутри, так и сотрудничество и поддержку стартапов.

Что касается взаимодействия со стартапами, то у нас уже есть успешный пример сотрудничества. Речь идет об IQDQ — компании, которая занимается обработкой информации. Их решение позволило DPD практически полностью автоматизировать процесс разбора адресов, и теперь адреса могут передаваться в любом виде, а система, созданная на основе семантического анализа, автоматически проверяет их корректность и переводит в необходимый для работы формат.

Мы начали работу с IQDQ, когда компания, по сути, была стартапом. DPD, став ее клиентом, выступила одним из основных инвесторов и помогла компании в развитии.

Итоги года

фургон DPD

В «DPD в России» остались довольны своей работой в высокий предновогодний сезон (фото: DPD)

– Давайте обратимся к итогам года. Насколько успешным он стал для «DPD в России»?

– Не самое простое начало года сменилось в июле активным ростом, а последние два месяца стали очень успешными как с точки зрения объемов отправлений, так и с точки зрения качества доставки.

Высокий сезон — ответственный и непростой период для логистов. Если что-то пойдет не так, то неприятный осадок останется на весь ближайший квартал, а то и на два.

В целом я бы назвала 2019-й успешным.

В 2019-м для успешного прохождения сезона был создан спецпроект «Квотирование». Его суть заключалась в совместном с клиентами топ-30 прогнозировании количества отправок на предстоящий период, и дополнительный персонал мы нанимали именно под эти объемы.

В последние дни года можно было смело сказать, что мы все сделали правильно. Только 26 декабря было зафиксировано превышение по квотам, но и этот вариант мы предусмотрели и были к нему готовы.

В целом я бы назвала 2019-й успешным. И у меня есть подспудное ощущение, что в прошедшем году мы заложили очень хорошую базу для старта в новом году.

Рынок экспресс-доставок

– А что происходит на рынке экспресс-доставок, по вашим ощущениям? Вы сказали, что с лета был подъем?

– Рынок экспресс-доставки мы делим на три больших сегмента, каждый из которых развивается по-своему и, соответственно, требует разного подхода. Это следующие сегменты: В2В — перевозка большого объема грузов, B2C — все, что связано с e-commerce, и срочная доставка документов Courier Express Parcel (CEP).

Основным локомотивом рынка экспресс-доставки остается сегмент В2С, который растет примерно на 15% в год, и мы стараемся расти вместе с ним. В2В прирастает на 5–6%, но при этом является основой для хорошего самочувствия логистической компании, и это направление, безусловно, нужно развивать. Если говорить про доставку документов, то здесь наблюдается стагнация, и нашей задачей выступает удержание имеющейся доли.

– Вы упомянули об объединении курьерских служб «DPD в России» и «СПСР-Экспресс». Полностью ли завершен этот процесс?

– Да, мы завершили интеграцию в 2019 году, остались только некоторые юридические моменты, которые буду закрыты в январе. DPD — часть международного холдинга, и глобальная стратегия не предполагает наличия локальных брендов в отдельных странах. Мы даже изменили юридическое название: раньше мы были «Армадилло Бизнес Посылка», а теперь называемся «ДПД Рус».

Представитель «DPD в России» Сергей Власов (справа) на церемонии вручения Национальной премии «Грузовики и дороги — 2019» (фото: ATO Events)

– Какие наиболее значимые кадровые изменения в связи со слиянием можно обозначить?

– Самое значимое изменение заключается в том, что у нас новый генеральный директор — Николай Юрьевич Воинов. Он уже был руководителем DPD и по приглашению акционеров вновь возглавил объединенную компанию в начале 2017 года. Оба раза Николай Юрьевич был принят на позицию гендиректора в непростой период реструктуризации бизнеса и успешно справился с поставленными задачами.

– Как сказалось слияние на штате сотрудников?

– Нам удалось сохранить большое число сотрудников «СПСР», которые сначала работали по совместительству, а потом были переведены в штат DPD. В процессе объединения многие меняли департаменты или даже регионы, переезжая в другие города при содействии работодателя. DPD — большая компания, которая готова поддерживать сотрудников в любых жизненных ситуациях.

Локомотивом рынка экспресс-доставки остается сегмент В2С, который растет на 15% в год, и мы стараемся расти вместе с ним.

В целом ротация кадров во время объединения была очень заметной, но сейчас ее нет. Более того, у нас достаточно резко упала текучка кадров. Мы много работаем над тем, чтобы в следующем году удержать ее на низком уровне, потому что очень дорого находить (а самое главное — обучать) новых людей и вводить их во все процессы. В логистике человек дает результат через полгода, а то и больше.

– Если говорить о кадровом объединении, то как вы поступили с водителями и с транспортом?

– Большую часть водителей мы перевели в DPD. Те, кто принял решение покинуть компанию, сделали это по объективным причинам, связанным, например, с релокацией терминала. Этот фактор наиболее заметен в регионах, где сотрудники привыкли тратить на путь до работы 20–30 мин и увеличение этого времени может стать одной из причин для смены работодателя.

Что касается транспорта, то его мы тоже сохранили, и сейчас наш автопарк насчитывает около полутора тысяч единиц.

Новый складской комплекс

склад DPD Икша

В октябре 2019 года открылся новый складской терминал DPD в подмосковной Икше (фото: «DPD в России»)

– Вы упомянули ваш новый складской комплекс в подмосковной Икше. Как он себя уже проявил, какие плюсы получила компания?

– Еще в 2018 году экономисты, аналитики и эксперты на производстве прогнозировали нехватку имеющихся мощностей. И была проделана огромная работа, чтобы выбрать подходящий по локации и конфигурации терминал, обустроить его в соответствии с требованиями бизнеса, организовать переезд из Митино и подготовить хаб в Икше к старту.

Если бы мы не переехали, то вряд ли сезон был бы пройден так гладко. По сравнению с комплексом в Митино производственные возможности нового терминала выше в два раза. Хаб в Икше позволяет очень быстро обрабатывать входящий и исходящий потоки за счет увеличенного числа доков. К складу можно подъехать с разных трасс: Ленинградского, Рижского и Волоколамского шоссе. За счет близости к ним нам стало более комфортно работать с потоком грузов.

Если бы мы не переехали, то вряд ли сезон был бы пройден так гладко.

Теперь у DPD два больших терминала: в Домодедово, который обслуживает клиентов южного кластера, и в Икше — обрабатывающий отправления компаний северного кластера.

Беседовал Максим Алексеев

РЕКАЛАМА