В то же время, отметил Борис Рыбак, период либерализации подошел к концу и отечественная сфера грузовых автоперевозок находится на пороге глобальных перемен. «Рынок грузовых автоперевозок уже ни при каких условиях не останется прежним», — подчеркнул он.
По словам и. о. председателя МОЭС, многие из предстоящих перемен, с одной стороны, привнесут на рынок новые технологии, но в то же время на первом этапе неизбежно вызовут рост затрат со стороны самих перевозчиков. Единственным способом законной и успешной адаптации ко всем нововведениям, которые неизбежно проявятся в ближайшие два-три года, эксперт назвал улучшение эффективности работы. «Повышение эффективности перевозок — ключ к успеху», — заявил Борис Рыбак.
«Только те участники рынка, кто сумеет повысить эффективность своей работы, смогут пережить эти перемены, — продолжил эксперт. — И от того, насколько эффективно мы сможем работать, будет зависеть дальнейшие развитие или стагнация транспортной инфраструктуры в целом. А также сможет ли российская транспортная система стать полноценной частью международной транспортной системы — в первую очередь при обеспечении перевозок между Востоком и Западом, о чем в последнее время очень много говорится».
Сами участники круглого стола представили вниманию своих коллег ряд разноплановых и интересных докладов. Так, один из мэтров экспертного сообщества, заведующий научно-исследовательским отделом «Управление перевозками грузов автомобильным транспортом» НИИАТ Иван Батищев в своем выступлении указал на главные текущие проблемы развития грузовых автоперевозок в России, которые требуют решения.
По его словам, прежде всего это значительное, трехкратное падение грузооборота. Если в 1990 году объем перевозок автотранспортом в стране составлял 15,34 млрд т, то в 2000-м — 8,88 млрд т, а в 2016-м и вовсе лишь 5,14 млрд т. В свою очередь тоннокилометраж упал за этот период на 20%, с 299,0 млрд до 234,5 млрд ткм. И это при том, что численность автопарка страны в 1990 году была меньше нынешнего показателя в 2,2–2,3 раза, отметил эксперт.
Производительность грузового автотранспорта также резко снизилась — в 3–4 раза. А общую численность грузового автопарка (6,2 млн транспортных средств) представитель НИИАТ назвал явно излишней.
«Стоит над этим задуматься и сделать выводы. Прежде всего о том, что у нас в стране наблюдается чрезмерное количество транспортных средств. Многие из них устаревшие, половина парка требует списания. Автовладельцы часто продолжают эксплуатировать такую технику, но из-за этого показатель производительности на единицу техники резко снизился. Это одна из серьезнейших проблем. Необходимо списывать старые транспортные средства и обновлять парк», — констатировал Иван Батищев.
Число работников, занятых в сфере грузового автотранспорта, эксперт также назвал излишним: «При такой низкой производительности недопустимо, чтобы в отрасли было занято 5–7 млн человек. Число занятых должно соответствовать объемам перевозок», — сказал он.
Другой вытекающей и важной проблемой отрасли представитель исследовательского отдела НИИАТ назвал огромные суммарные транспортные расходы отрасли, которые он оценил в 2,5–3,5 трлн руб. «Это говорит о том, что мы перевозим грузы по завышенным ценам», — сделал вывод Иван Батищев.
Еще одной примечательной тенденцией рынка он также назвал то, что за последнее годы заметно вырос показатель средней протяженности маршрута автоперевозок — с 10–20 до 45 км. По мнению эксперта, тем самым автотранспорт показал свою возросшую конкурентоспособность с другими видами. В частности, он отнял часть грузоперевозок у ж/д транспорта.
К положительным моментам отрасли представитель НИИАТ также отнес начало работы электронной системы «Платон». «Такие системы широко распространены во всем мире. Именно большегрузные автомобили наносят наибольший урон дорогам страны — и справедливо платят за это. Прежде государство получало значительный ущерб», — подчеркнул он.
Отметил Иван Батищев и динамику увеличения числа перевозчиков в системе «Платон» — по последним данным, более чем до 800 тыс. пользователей. В то же время общее число зарегистрированных большегрузных (12 т и более) транспортных средств, по его словам, составляет свыше 1,5 млн единиц, из которых в осуществлении регулярных перевозок занято около 1 млн.
При этом, по мнению эксперта, системе еще есть куда развиваться. В том числе ее действие имеет смысл распространить и на сеть региональных автодорог, которые «находятся в еще более худшем состоянии», чем федеральные (на которые приходится лишь 5% дорожной сети страны).
К очевидным возможным точкам развития отрасли и экономики страны в целом Батищев отнес легализацию участников рынка. По оценкам эксперта, до 70% участников рынка сегодня работают в «серой» зоне, из-за чего государство ежегодно недополучает около 500 млрд руб. Здесь, по мнению, представителя НИИАТ, необходимо совершенствование законодательной базы.
Другие спикеры также представили свои предложения по повышению эффективности работы рынка. Так, руководитель отдела наземных перевозок GEFCO Russia Ирина Новикова раскрыла преимущества и степень использования автотранспорта в транспортно-логистической деятельности одного из крупнейших участников рынка (с годовой выручкой 4,2 млрд евро). Ее выступление удостоилось наибольшего количества вопросов из зала — огромный интерес аудитории вызвали практические примеры реализации ряда сложнейших проектов компании. Особое внимание при этом было обращено на тонкости юридического, в том числе налогового и нормативного, сопровождения бизнеса.
В свою очередь вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев представил коллегам концепцию перехода на электронный вариант товарно-транспортной накладной, что должно способствовать радикальному повышению прозрачности грузоперевозок.
Кроме того, генеральный директор компании «Нева-Трейлер» Тарас Коваль рассказал об опыте госрегулирования сферы грузовых перевозок в Германии, а генеральный директор компании «Совтрансавто» Владимир Тян вкратце поведал о наиболее эффективных способах обновления автопарка.
Подводя итоги круглого стола, его модератор Борис Рыбак резюмировал: «Абсолютно восхищен тем, что сегодня здесь происходило. И один итог круглого стола совершенно очевиден: необходимость в обсуждении вопросов отрасли у нас есть — несмотря на то что многие из них обсуждаются уже годами. И мы видим, что уровень интереса со стороны экспертов очень высокий. Это означает, что у нас есть шанс действительно что-то сделать для отрасли перевозок».