Для создаваемой на сети федеральных дорог страны автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК) должен быть установлен тестовый период эксплуатации. В этом убеждены участники отрасли грузовых автоперевозок. Соответствующие тезисы вошли в пакет коллективных предложений, направленных представителями бизнеса в Минтранс России для дорожной карты проекта развития АСВГК.
Коллективное обращение
Как рассказали ГиД представители транспортно-логистической отрасли, предложения участников рынка грузовых перевозок были собраны через Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ). После этого они получили одобрение на июньском заседании Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС).
По словам члена МОЭС и до последнего времени — советника генерального директора Росавтотранса Леонида Липсица, независимая экспертная оценка показала, что на данном этапе развития АСВГК выполняет свою функцию профилактики нарушений с большими нареканиями. «Причем с нареканиями со всех сторон — и транспортников, и дорожников, которые тоже не удовлетворены. Поэтому надо ее поправлять по всем аспектам», — подчеркнул он в ходе последнего заседания МОЭС.
«Было решено направить в Минтранс коллективное обращение участников отрасли. Консолидированные предложения бизнеса были направлены за подписью ведущих отраслевых союзов и ассоциаций, объединяющих в своем составе производственные, транспортно-логистические и торговые компании», — прокомментировала редакции ГиД член МОЭС и глава СЭЛ Ольга Федоткина.
Тестовый период
Главное предложение бизнеса касается установления тестового периода для работы АСВГК. «Считаем необходимым до развертывания АСВГК в полном объеме установить тестовый период, который позволит оператору системы доработать ее в реальных условиях», — говорится в первом пункте предложений перевозчиков.
По мнению участников рынка, такой шаг позволит операторам комплексов ВГК подтверждать точность измерения при различных сезонных и климатических факторах. Кроме того, тестовый период поможет выявить и устранить возможные технические неточности автоматического измерения, а также факторы, влияющие на это (смещение груза, тип транспортного средства / характер груза / упаковка — грузы наливные, насыпные, сборные с поэтапной выгрузкой по маршруту).
Риск-ориентированный подход
Еще одним пунктом по работе АСВГК стало предложение освобождать перевозчиков от штрафных санкций при нарушениях «некритического характера, связанных с различными факторами».
По мнению участников рынка, основная масса нарушений — от 40 до 60% (за исключением лесоперевозок, перевозки инертных материалов, перевозки сельхозпродукции в уборочный период) — приходится на превышение норм нагрузки на ось в пределах 5–10% при одновременном отсутствии превышения норм по общей массе ТС.
«Существуют разные причины и факторы, влекущие за собой превышение нагрузки на ось, которые весьма проблематично контролировать при динамическом взвешивании в отсутствие понимания, как избежать такого превышения. Учитывая наличие множества неуправляемых и не подлежащих контролю со стороны ни грузоперевозчика, ни грузовладельца факторов, влияющих на качество проводимого контрольного замера, по нашему мнению, необходимо провести анализ данных о количестве некритичных нарушений норм нагрузки на ось», — аргументируют авторы обращения.
Не истина в последней инстанции
Третьим пунктом представители бизнеса предлагают пересмотреть сам подход к статусу АСВГК, чьи показатели являются на сегодня истиной в последней инстанции. По мнению экспертов отрасли, показания одного комплекта датчиков не могут считаться достаточным основанием для вынесения решения и оформления штрафа.
Перевозчики предлагают информировать водителя ТС в момент фиксации нарушения, но дать ему право в последующем разобрать факт нарушения с предоставлением доказательных материалов, подтверждающих факт выхода грузовика на линию без нарушения весогабаритных требований. «Одним из таких механизмов может являться предварительное взвешивание на поверенных и аттестованных в должном порядке коммерческих весах», — отмечают участники рынка.
В связи с этим представители бизнеса предлагают предоставить право участникам рынка регистрировать в системе АСВГК коммерческие весы, «прошедшие соответствующую поверку и аттестацию», и использовать показания коммерческих весов при рассмотрении административных дел о нарушении весового контроля.
Несовершенство законодательства
Также в своем коллективном обращении участники рынка обращают внимание властей на несовершенство законодательства, не позволяющего в должной степени защитить права перевозчика в случае оспаривания выписанных штрафов. Представители бизнеса отмечают, что действующий механизм принятия решения по результатам ВГК в автоматическом режиме лишает автоперевозчика права на судебную защиту своих интересов и делает невозможным применение положений п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
В связи с чем участники рынка предлагают два подхода для изменения механизма принятия решения.
Первый из них гласит, что единственные показания АСВГК в существующем виде не могут быть использованы для оформления штрафов и могут применяться лишь «как средство преселекции, выделения автомобиля-нарушителя из потока с последующим проведением контрольного взвешивания». И только на основании показаний «стационарных весов», обладающих кратно более высокой точностью относительно «автоматических», выносится решение о наказании нарушителя.
Во втором случае участники рынка считают необходимым подготовить техническое задание по разработке отличной от существующей методики взвешивания АСВГК. Суть ее заключается в том, что съем данных проходящего транспортного средства осуществляется не с одного комплекта датчиков, а с каскада из трех-четырех комплектов, расположенных последовательно.
«Такая система нивелирует ошибки/сбои любого из комплектов, после обработки сигналов выдает усредненный результат, который, по мнению профильных специалистов отраслевой науки, по точности/корректности приближается к точности стационарного оборудования», — отмечают авторы обращения.
Также представители бизнеса предлагают уменьшить плотность постов АСВГК (сейчас один пост приходится на 120–140 км федеральной автодороги). По их мнению, это позволит снизить расходы на оборудование и обслуживание оставшихся постов за счет повышения эффективности их работы.
Западный опыт
В заключительном пункте участники рынка указывают, что с вводом комплексов АСВГК обострилась давняя проблема несоответствия весовых ограничений используемому подвижному составу — как с точки зрения исполнения этих ограничений, так и с точки зрения экономики страны в целом.
Транспортно-логистическое операторы и отраслевые эксперты считают стратегической необходимостью изменить ныне практикуемый подход к износу дорог — со статической категорийности на метод с комплексным показателем интенсивности нагрузки. Последний применяется, например, в Европе и США. Таким образом, ныне действующие в России весовые ограничения предлагается изменить на общеевропейские.
«Считаем целесообразным введение весовых норм, закрепленных в Директиве № 96/53 [Совета Европейского союза, от 1996 года], а также расчет износа дорог, исходя из интенсивности нагрузки, с разбивкой по типам транспортных средств (типам перевозимых грузов), в том числе при негабаритных перевозках», — говорится в тексте обращения.
Текст: Максим Алексеев.
Заглавное фото: ФКУ «Центравтомагистраль».