Сегодня, во время пандемии и самоизоляции, все новостные ленты пестрят сообщениями о росте бизнеса, связанного с курьерской доставкой продукции. Несомненно, данный сектор переживает необычайный подъем.
Отмеченный подъем объективно обусловлен ростом онлайн-торговли в целом. Но обстоятельства дали бизнесу доставок необыкновенную инъекцию жизненных сил.
Поскольку тренд можно расценивать как долгосрочный, интересно выделить его составляющие. Это, возможно, позволит кому-то запустить новую службу курьерской доставки или поспособствует организации indoor-сервиса.
Нам удалось выделить следующие факты:
- Появление новых потребителей, ранее не обращавшихся к онлайн-заказам вообще либо крайне редко, то есть появление и развитие новых сегментов. Например, доставка пожилым людям, которые раньше не пользовались этой возможностью.
- Развитие старых сегментов, компании в которых ранее применяли доставку только как дополнительный источник дохода. Например, доставка из кафе и ресторанов, ранее часто ограниченная заказами в офис.
- Возникновение спроса на множество продуктов, которые раньше не были нужны в таком объеме, — электроника, компьютеры для обучения, Wi-Fi-оборудование, спортивный инвентарь для занятий дома и т. д.
- Расширение географии доставки с одновременным ростом плотности заказчиков, что позволяет повысить количество выполненных заказов с отсутствующим либо крайне незначительным ростом затрат на перемещение курьера, а также использовать транспорт большей вместимости и грузоподъемности, что ранее было экономически невыгодно.
- Рост среднего чека, что сделало более выгодной доставку для заказчика либо вообще вопрос доставки стал экономически целесообразным.
- Рост спроса на курьеров с одновременным ростом предложения на рынке труда. Как заявил 11 мая президент Путин, число безработных в России выросло за апрель в два раза — до 1,4 млн человек, а по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, за период нерабочих дней, с 25 марта по 12 мая, безработица в России выросла почти на 30%. Следствием является поразительная ситуация, когда при росте количества вакансий не растет предлагаемая заработная плата.
- Увеличение количества поставщиков в различных секторах, которые запустили онлайн-торговлю и вышли на розничный рынок, а также готовность работать даже в B2B-секторе через онлайн-каналы продаж, что зачастую является единственной работающей моделью в текущих условиях.
- Взрывной рост не позволил прежним игрокам в полном объеме выдержать нагрузку, и это создало ниши для новых игроков. Например, вплоть до конца апреля в крупном онлайн-магазине продуктов не было доступных окон доставки. Количество заказов в начале апреля выросло втрое. Сейчас ситуация стабилизировалась, но некоторые окна доставки могут быть недоступны. По-прежнему есть место для других игроков.
- На рынок доставки пришли те компании, которые ранее специализировались на курьерских доставках документов либо работали в узких нишах.
Указанные тренды позволяют с уверенностью говорить о том, что в течение 2020 года будет продолжаться развитие курьерской доставки, будут активно развиваться онлайн-инструменты заказа, отслеживания, оплаты. Кроме того, будут развиваться смежные сегменты, например фулфилмент-операторы.
Несомненно, создание и развитие бизнеса требует подготовки и взвешивания, но сегодня нужно действовать быстро, чтобы оседлать тренд. А оптимизацией бизнес-процессов можно заниматься в процессе.
P.S. по данным РИА Новости / АЭИ «ПРАЙМ»: в апреле объемы курьерской доставки в сети «Связной» показали пятикратный рост по сравнению с апрелем 2019 года.
Текст: Вячеслав Белобжецкий, к. э. н., MBA, руководитель программы MBA «Стратегическая логистика» бизнес-школы МИРБИС.