Пока пятая волна пандемии коронавируса поражает планету, у автоперевозчиков грузов возникают вопросы о том, что ожидает этот сектор экономики после переживаемого с начала 2020 года кризиса. Ниже приводятся некоторые ответы и мнения профессионалов.

Как сказал когда-то Энди Уорхол*, «каждый человек имеет право на 15 минут славы». Что же касается автотранспортного сектора, это было время бесславия и заточения. Спустя 18 месяцев после начала пандемии COVID-19 некоторые люди думали, что кризис скоро закончится и ситуация улучшится. Но они ошиблись и были разочарованы.

Как считает директор по коммуникациям французской транспортно-логистической компании Bert&You Эрик Кабайе, сначала все думали, что этот кризис временный и скоро пройдет. Большинство сотрудников компании было переведено на дистанционную работу из дома. При этом пришлось укрепить информационную IT-службу для борьбы с кибератаками и решить некоторые проблемы удаленной работы.

самоизоляции для водителей

Компании могли бы добиться большего в условиях пандемии, но ситуация с водительскими кадрами не позволила это сделать (фото: Renault Trucks)

Другая компания — DSI, специализирующаяся на информационных технологиях для транспорта, сначала испытала некоторый спад, но потом смогла восстановить пакет заказов за счет диверсификации клиентской базы. Если ряд клиентов DSI в марте 2020 года приостановили свою работу, то другие перевозчики, например доставляющие кислород в больницы, значительно увеличили объем работы. За счет этих клиентов DSI смогла компенсировать потери.

Компания Bert&You смогла восстановить свою активность и закончить 2021 год с увеличением оборота на 10%. Как считают в пресс-службе компании, можно было бы достигнуть большего, но ситуация с водительскими кадрами не позволила это сделать. «Большое количество водителей достигло пенсионного возраста, и количество выходов на пенсию увеличивалось каждый месяц», — подчеркнул Эрик Кабайе.

COVID-19 изменил жизнь некоторых работников отрасли

Чтобы привлечь необходимых водителей и складских работников, транспортные компании не могут рассчитывать только лишь на положительный имидж, возникший в результате востребованности специалистов этих профессий в разгар кризиса. Изначальное внимание и одобрение публики было недолгим. Потом в обществе появились разочарование и раздражение, и некоторые водители даже решили изменить свою жизнь и профессию. Многие автоперевозчики захотели оставить свой бизнес ради новой профессиональной жизни.

Как отмечает BPI (Французский инвестиционный банк), сейчас создается столько же новых компаний, как и до кризиса. «У нас есть ощущение, что некоторые люди воспользовались вынужденным закрытием в марте 2020 года, чтобы продумать и усовершенствовать свой бизнес-проект и начать новую деятельность», — прокомментировал представитель банка.

Влияние пандемии на стоимость и дефицит сырья

COVID-19 явился причиной нехватки целого ряда сырьевых ресурсов и тем самым повлек резкий рост цен на различные компоненты у производителей транспортных средств. Например, стоимость мочевины, используемой для производства AdBlue**, за шесть месяцев возросла на 300%. Поэтому поставщики этого реагента увеличили его стоимость на 30%. Повышение стоимости коснулось многих других компонентов и статей расходов и, как следствие, повлекло за собой рост тарифов на автоперевозки. В итоге в условиях постоянной нехватки транспортных средств баланс сил оказался на стороне перевозчиков.

Руководители транспортных компаний хотя и понимают некоторое недовольство со стороны клиентов, будут предоставлять услуги только тем заказчикам, которые соглашаются на повышение их тарифов. Однако постоянная нехватка водительских кадров усложняет обстановку. Как считает генеральный директор транспортной компании GT Solutions Матье Сарра, ситуация с водителями сейчас несколько улучшилась по сравнению с началом кризиса благодаря проведенной работе по совершенствованию кадровой политики в условиях пандемии:

«Я готов хоть сейчас нанять сотню новых водителей и обеспечить их работой, так как есть очень много заказов на перевозки».

Учитывая проблемы с водительскими кадрами и нехватку сырьевых ресурсов, полученные за последние несколько месяцев заказы могут быть выполнены компанией только до конца 2022 года. К указанным проблемам надо добавить необходимость обновления автопарка, так как автомобили стареют и требуют ремонта плюс увеличивается расход горючего. Все это влечет рост себестоимости перевозок.

Матье Сарра считает положительным фактором, что при дистанционной работе во время кризиса сотрудники научились пользоваться такими цифровыми инструментами, как TeamViewer или Zoom. Но удаленная работа в условиях карантина не может быть достаточно эффективна, так как исключает один очень важный фактор — личный контакт при переговорах с клиентом.

Выступая на слушаниях в Национальном собрании, президент OTRE (Организация европейских автотранспортников) Алексис Жибер отметил, что несмотря на все негативные моменты кризиса COVID-19, пандемия еще раз продемонстрировала стратегический характер и национальный интерес к автотранспортной профессии наравне с обороной и телекоммуникациями. В качестве позитивного момента он отметил, что кризис способствовал ускоренному развитию цифровизации и подтолкнул транспортные компании к усилению борьбы с киберпреступностью.

 

*Энди Уорхол – американский писатель, художник и кинорежиссер (1928–1987 гг.).

**AdBlue — жидкий реагент, используемый для очистки выхлопных газов дизельных двигателей методом селективной каталитической нейтрализации. Представляет собой водный раствор, состоящий из 32,5 % высокоочищенной мочевины и 67,5 % деминерализованной воды.

 

Перевод с французского: Виктор Холопов

По материалам Transport.info

РЕКАЛАМА