Если раньше искусственный интеллект использовался главным образом в программном обеспечении глобального планирования, то сегодня он широко применяется в областях логистических и транспортных услуг.

Правительство Франции ранее разработало национальную стратегию поддержки искусственного интеллекта, в рамках которой на эти цели было выделено 1,5 млрд евро на период до 2022 года. Искусственный интеллект (ИИ) представляется как неизбежная технология будущего, которая позволит Франции обеспечить более высокую конкурентоспособность.

Искусственный интеллект представляется как неизбежная технология будущего.

Многие специализированные фирмы предлагают пользователям программное обеспечение, компьютерную технику для его применения, а также современные технологии — такие, например, как IoT (интернет вещей). По данным французского портала Transport Info, Банк предпринимателей и поддержки инноваций (BPI France) определил 552 французские компании, которым было выделено более 2 млн евро для развития технологий ИИ.

Такие технологии используются в программном обеспечении для управления цепочками поставок в торговых сетях, для обслуживания складского хозяйства и при создании автономных транспортных средств. Без преувеличения можно сказать, что технологии ИИ сегодня используются практически везде, где необходимо анализировать базы данных.

Мировые гиганты — операторы баз данных интегрировали ИИ в свои коммерческие предложения (фото: Pixabay.com)

А именно: при изучении миллионов заказов в онлайн-магазинах для определения наибольшего потребительского спроса и прогнозирования тенденций торговли в будущем; в комплексной информационной системе управления предприятием (ERP) и в системе управления складом с адресным хранением (WMS). А также в управлении автоматизированными техническими средствами и промышленными роботами, в программном обеспечении технологии «умный дом», в системе управления автопарком (TMS) для определения наиболее рациональных маршрутов перевозок и анализа эффективности работы.

При этом все больше и больше ИИ используется и в программном обеспечении (ПО) работы автотехцентров, для того чтобы заранее определять сроки техобслуживания и минимизировать риски поломок.

Алгоритм, лежащий в основе

В течение последних нескольких месяцев новости крупных компаний, работающих в области транспорта и логистики, вращаются вокруг технологий с ИИ, перспектив и рекомендаций по его использованию. Мировые гиганты — операторы баз данных (SAP, Microsoft Oracle или IBM) интегрировали ИИ в свои коммерческие предложения. К ним присоединились издатели ПО для транспорта и логистики (Acteos, Akanea, Infor, Manhattan Associates, OMP / GPI Xyric и Cofisift/Xyric).

Все больше ИИ используется в программном обеспечении работы автотехцентров, для того чтобы заранее определять сроки техобслуживания.

Алгоритмы постоянно совершенствуются одновременно с обновлением ПО, что позволяет автоматизировать принятие решений и проведение необходимых операций. С помощью ИИ можно управлять автоматическими штабелерами (AGV) или складскими дронами, анализировать ситуацию и определять минимальное количество сотрудников на складе.

При планировании работы автопредприятия в алгоритм программного обеспечения можно интегрировать погодные и дорожные условия в реальном времени, для того чтобы постоянно оптимизировать расчет наилучшего маршрута перевозки. Технологии ИИ позволяют определить необходимое количество транспортных средств для выполнения полученных от клиентов заказов, рассчитать расходы на рейс, доходы и прибыль.

«Умные» грузовики

Искусственный интеллект используется в современных грузовиках для распознавания дорожных знаков и разметки, реагирования на погодную и дорожную ситуацию для создания комфортных условий вождения. Например, компания HERE (разработчик картографических платформ) разработала цифровое приложение, позволяющее предвидеть опасности на дороге посредством анализа изображений, поступающих с фронтальных камер, смартфонов или видеорегистраторов.

В скором времени ИИ будет способен управлять автономными грузовиками, обрабатывать данные с других транспортных средств и объектов инфраструктуры. Производители грузовых автомобилей также используют возможности ИИ, встраивая в технику устройства, позволяющие следить за состоянием и износом узлов и агрегатов автомобиля. Таким образом, сокращаются риски поломок в пути и появляется возможность прогнозировать сроки ТО в зависимости не от километража, а от реального состояния машины.

Опыт GedTrans

Инновационная лаборатория S2PWeb, входящая в состав группы GetTrans, разработала  программный продукт, позволяющий автоматически анализировать основополагающие документы транспортных компаний (регистрационные сертификаты, выписки из торгового реестра K-bis, транспортные лицензии, сертификаты соцобеспечения) и проверять их достоверность, сравнивая с государственной базой данных.

Ранее сотрудникам GedTrans приходилось вручную обрабатывать до 14 тыс. документов в месяц. Благодаря новой технологии, названной GedVerifier, стало возможным сократить время этого трудоемкого процесса в восемь раз.

Ранее сотрудникам GedTrans приходилось вручную обрабатывать до 14 тыс. документов в месяц.

«Когда степень соответствия проверяемого документа составляет порядка 100%, он публикуется. В других случаях программа предлагает провести дополнительную проверку вручную. В любом случае использование ИИ обеспечивает огромную экономию времени», — уточняет руководитель инновационной лаборатории.

Нерешенные вопросы

Несмотря на заметный прорыв во всех областях, ИИ не является абсолютно безопасной технологией и имеет своих противников. Тем не менее не подвергается сомнению тот факт, что технологии ИИ неизбежно будут внедряться в будущем.

При этом встают и некоторые конкретные философские вопросы: о месте и роли человека в обществе, проблеме трудовой занятости. Сколько рабочих мест будет ликвидировано и какие профессиональные перестройки возможны в случае широкого использования ИИ?

По поводу количества упраздненных рабочих мест у экономистов нет единого мнения: прогнозы колеблются в границах от 5 до 30%. В случае внезапной поломки автономной машины, управляемой ИИ, возникает моральная дилемма: куда направить неизбежный наезд — на двух пожилых людей или группу детей? Что делать машине, если даже человеку в этом случае невозможно принять верное решение? Кто возьмет на себя ответственность, когда применение ИИ потерпит неудачу?

В случае поломки автономной машины, управляемой ИИ, возникает моральная дилемма: куда направить неизбежный наезд — на пожилых или группу детей?

Не случайно в рамках Европейской комиссии создана группа экспертов, занимающаяся вопросами этической и моральной ответственности машин, использующих ИИ.

Будет ли искусственный интеллект выше человеческого и сможет ли его заменить? По мнению вице-президента по инновациям Samsung Electronics Люка Джулиа, использующие ИИ машины для формирования какой-либо модели нуждаются в сборе большого количества данных. Они способны только распознавать, а не изобретать или открывать, как это делает человек.

Наконец, справедливо ли базировать всю нашу деятельность на экономических прогнозах машин? Посмотрим, что нам продемонстрирует в будущем деятельность GAFA («большой четверки» американских гигантов, доминирующих в использовании интернет-технологий и онлайн-сервисов: Google, Apple, Facebook и Amazon. — Прим. ГиД).

 

Перевод с французского: Виктор Холопов

РЕКАЛАМА