За бесконечными разговорами о все ускоряющейся цифровизации общества — и, как следствие, об изменениях в подходе к стратегическому планированию, выстраиванию маркетинговой стратегии, коммуникаций с потребителем и прочих важных вещах — многие собственники и управленцы упустили очень значимую для бизнеса вещь. Это возможности логистики угнаться за полетом мысли и фантазии, направленным на удовлетворение потребностей клиентов.

Предполагается, что логистика сама развивается быстрыми темпами и поспеет за растущими потребностями бизнеса. Однако здесь допускаются две ошибки. Первая заключается в том, что просто так, сама собой не поспеет. Нужно прилагать значительные усилия, направленные на выявление изменившихся потребностей, на изучение и внедрение опыта передовых компаний либо создание собственных уникальных разработок в области операционного менеджмента.

Вторая ошибка в том, что происходит недопонимание масштабов требуемых изменений и потребностей в инвестициях. А ведь стоимость создания логистики в компании, отвечающей реалиям сегодняшнего дня, значительно выше, чем стоимость аналогичной функции в прошлом.

Последние тренды изменили требования к организации транспортной логистики со стороны заказчика (фото: Shutterstock)

Наиболее простым примером может быть транспортное обеспечение логистики в компании.

Раньше логистические подходы базировались исключительно на рациональных принципах максимального использования грузоподъемности и грузовместимости транспортных средств, оптимизации маршрутов и различных подходах к управлению парком.

Конечно, сегодня все эти научно обоснованные подходы остаются верными и актуальными по-прежнему. Но зачастую только на определенных участках сети поставок (товаропроводящей сети). Таким участками являются закупки (особенно массовые — например, больших объемов сырья и материалов), отгрузки продукции оптовым клиентам, межскладские перемещения ассортиментных матриц и подобные операции, связанные с перемещением значительных объемов грузов.

А кроме оптовых клиентов существуют еще и розничные. И вот тут — с развитием интернет-торговли и кратного возрастания доступности информации о наличии товара в определенном месте в требуемом количестве — возросла потребность в мелкопартионных и штучных доставках.

С другой стороны, развитие подходов TPM (total predictive maintenance), а также рост вычислительных мощностей корпоративных информационных систем, их всеобъемлющая сущность и мгновенный доступ к содержимому системы позволили (а может быть, и заставили их) крупным корпоративным заказчикам задуматься о том, что хорош не тот поставщик, который может продать запас материалов и запчастей на год, увеличив тем самым товарные запасы (и, как следствие, заморозив деньги) своего партнера. А тот поставщик хорош, который может в кратчайшие сроки удовлетворить потребности в обслуживании, быть гибким в подходе к обеспечению потребности клиента и при этом сохранять преимущества бережливого обеспечения.

Перечисленные тренды изменили требования к организации транспортной логистики со стороны заказчика, а также воздействовали на изменения, произошедшие на логистическом рынке. Во-первых, за последние три года двукратный рост показал сектор перевозок сборных грузов. Во-вторых, значительно возросла роль курьерских компаний, которые стали предлагать «более логистические» решения, например увеличивая максимальный размер и вес посылки, что переводит ее в формат груза.

Интересным представляется то, что специалист компании, отвечающий за организацию транспортной логистики, работает в условиях недостатка доступной информации относительно полного объема информации о рынке. Он неспособен самостоятельно осознать и обработать весь поток доступных данных и сделать оптимальный выбор на основе заданных критериев (надежность, скорость, стоимость и т. д.). Поэтому при больших объемах отправок возникает потребность в машинной обработке больших объемов информации о доступных возможностях перевозки, направлениях, перевозчиках, стоимости и т. д.

Более того, следует отметить: несмотря на то что заказчиком является грузовладелец, рынок является рынком поставщика.

Конечно, компании-гиганты могут создать собственную службу доставки. Но это позволит им лишь исключить маржу провайдера и снизить риски, что не обязательно будет эффективным решением по затратам.

В сложившихся условиях компания должна идти по двум основным направлениям:

– инвестировать в развитие цифровых технологий;

– поддерживать инновационный потенциал сотрудников.

Белобжецкий

Вячеслав Белобжецкий, к. э. н., MBA, руководитель программы MBA «Стратегическая логистика» бизнес-школы МИРБИС (фото: В.Н. Белобжецкий)

В области транспортной логистики множество решений предлагается рынком. Не все из них являются превосходными, но с заявленным функционалом они справляются. Это маршрутизация, отслеживание, контроль эффективности использования подвижного состава, управление временными окнами погрузки-разгрузки, различные сервисные функции и т. д.

Безусловно, предлагаемые решения не являются ни панацеей для всех случаев организации перевозок, ни тем более решением для любого бизнеса с точки зрения его масштабов. Более того, большинство решений «из коробки» для решения конкретных задач не подойдет. Хотя нельзя не отметить, что поставщики охотно идут на адаптацию и доработку программного обеспечения под нужды заказчика.

Сейчас очень популярной является тема уберизации грузовых перевозок. Однако по сравнению с рынком легкового такси данный подход наталкивается на некоторые сложности — связанные с иными механизмами принятия решения о приобретении услуги, вопросы проверки надежности, сложности контроля перевозчиков и многие другие.

Думаю, что у существующих проектов есть будущее, но оно не связано с полным охватом рынка и вытеснением традиционных конкурентов. В обозримом будущем это решения для некоторого, достаточно большого круга заказчиков, но не для всех.

При этом самое интересное заключается в том, что потребность в подобных решениях есть у маленьких компаний, которые не могут позволить себе высококлассного специалиста по транспортной логистике. Однако именно им предлагаемые решения могут не подходить в силу ограниченности охвата, отсутствия масштаба и т. д.

Поэтому и необходимо инвестировать в развитие и поддержание инновационного потенциала работников. Не все решения, известные традиционной логистике, отвечают сегодняшним реалиям и будущим вызовам. Поэтому нужно найти, придумать, создать.

Одним из примеров такого подхода является задействование в доставке пеших курьеров, использование служб доставки на мотоциклах, использование пунктов выдачи, постоматов, перемещение товарных запасов в точки потребления, чтобы снизить стоимость доставки каждой единицы, коллаборация в доставке разными отправителями в одном транспортном средстве и т. д.

В любом случае устойчивый рост возможен только у такого бизнеса, в котором нет перекосов, «любимых» маркетологов и продавцов, а также «гадких утят» логистов. Работать над удовлетворением потребностей клиентов нужно совместно. И это требует инвестиций, — причем инвестиции должны быть в решения «с запасом». Ведь как известно из замечательной сказки Льюиса Кэрролла, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

 

текст: Вячеслав Белобжецкий, к. э. н., MBA, руководитель программы MBA «Стратегическая логистика» бизнес-школы МИРБИС.

РЕКАЛАМА