В этом году Международная выставка коммерческого транспорта Comtrans прошла на фоне стагнации продаж грузовой автотехники. Одновременно серьезно заявили о себе платформенные концепции организации автомобильных грузоперевозок. Это показывает, что у участников рынка перевозок растет интерес к повышению эффективности своей работы через автоматизацию производственных процессов. Новые технологии изменят как отраслевую модель затрат в логистике, так и способы работы с грузоотправителями.
По данным аналитиков «Автостат», спрос на грузовые автомобили за первые семь месяцев текущего года снизился на 4,6%, до 42,2 тыс. единиц. В топ-10 лидеров отрицательную динамику продаж демонстрируют восемь компаний. Сразу на 27% просела реализация грузовиков DAF, на 16% — Volvo, на 14% — Mercedes-Benz, на 12% — Scania. В плюсе два российских производителя: на 7,7%, до 14,9 тыс. авто, увеличил свои продажи «КамАЗ», на 6,2% — «Урал».
Что же касается корпоративных покупателей коммерческого транспорта, то их интересам на Comtrans отвечали помимо непосредственно производителей и IT-разработчики. Последние сейчас становятся полноценными игроками рынка коммерческих перевозок. Сегодня наличие даже большого и современного автопарка — необходимое, но уже недостаточное условие для ведения бизнеса. Автоматизация внутренних и внешних процессов выходит на первый план.
«Транспортно-логистическая отрасль находится сейчас в начале революционных изменений — происходит масштабная цифровизация всех бизнес-процессов, их автоматизация и роботизация. Наиболее сильно эти изменения видны в автомобильном грузовом транспорте, и они направлены на повышение эффективности работы как отдельных компаний, так и рынка в целом, — говорит Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ). — При этом требования потребителей в B2B- и B2C-сегментах к скорости, прозрачности и качеству процессов постоянно возрастают, а новые рыночные модели меняют характер логистических процессов и архитектуру цепочек, сокращая ряд звеньев».
«Новые технологии все быстрее проникают в сферу логистики и затрагивают такие направления, как автоматизация планирования перевозок, консолидация поставок нескольких грузоотправителей, автоперевозки по запросу и анализ данных перевозчиков, — согласен Евгений Орловский, партнер, руководитель практики оказания услуг транспортно-логистическому сектору PwC в России. — Всплеск активности в цифровой сфере достиг переломного момента, в условиях которого компании в секторе транспорта и логистики просто не могут себе позволить игнорировать возможные последствия внедрения новых технологий и откладывать на потом осмысление подходов к цифровой трансформации своих бизнес-моделей».
Цифровая трансформация и динамика спроса на коммерческий транспорт связаны между собой. Так, оптимизация процессов позволяет крупному бизнесу более эффективно использовать имеющийся парк, если говорить о внутренних системах, таких как системы управления перевозками (Transportation Management System, TMS) и системы управления складом (Warehouse management system, WMS). Но эти системы в силу дороговизны часто недоступны средним и малым компаниям. При этом само ведение логистического бизнеса осложняется снижением рентабельности как ввиду роста себестоимости услуги, так и ввиду ужесточения госрегулирования. «Выход из такой ситуации как для крупных, так и для малых и средних игроков — это оптимизация своих операционных издержек за счет IТ-решений и использование агрегации для оптимизации коммерческих процессов», — говорит Антон Рудашевский, руководитель продуктового офиса BIA-Technologies.
Разработчик представил на выставке цифровую платформу — агрегатор грузоперевозок TRAFFIC, который тестировали с мая по август. За этот срок к платформе уже подключилось 1200 грузоперевозчиков с совокупным автопарком 57 тыс. единиц. Сами по себе эти цифры выводят платформу на лидирующие позиции. В тестовом режиме было обработано 30 тысяч заявок, и пользователи отметили ощутимые экономические эффекты: сокращение времени простоев между разгрузкой и погрузкой и сокращение времени на подбор машины в два раза, а также снижение нагрузки на персонал на треть. Клиент-грузоотправитель получает услугу по оптимально возможной цене с учетом настраиваемых требований к перевозчику. На платформе реализованы магистральные грузоперевозки с полной загрузкой машины. В планах — комбинирование различных видов транспорта. Кроме того, уже сейчас TRAFFIC имеет систему торгов для различных моделей закупок с целью достижения целевых бюджетов и сроков.
Опыт BIA-Technologies нарабатывался более 10 лет в сотрудничестве с ГК «Деловые линии», что позволило стать экспертами в области логистики. Сегодня и сами «Деловые линии» в периоды пиковых нагрузок передают внешние заказы на TRAFFIC, настраивая подбор подрядчика по достаточно строгим критериям сохранности груза и соблюдения сроков доставки. Также генеральный директор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани отметил, что сотрудничество с платформенными сервисами — еще одна возможность оставаться в лидерах отрасли в области подключения к высокотехнологичным решениям.
«Мы открыты новому опыту и исследованию трендов. Платформенные решения — неизбежное будущее логистики», — сказал Мадани.
Решение, подобное TRAFFIC, укладывается в один из актуальных мировых трендов в сфере логистики. По словам ведущего консультанта DataArt и эксперта в области IT-решений для логистики Дениса Баранова, сейчас компания вообще может не иметь своего логистического отдела — так все устроено, например, у гиганта интернет-торговли Amazon. «Вокруг таких компаний и появляются платформы, которые объединяют многих поставщиков услуг логистики, которые могут работать с заказами. Это создает более эффективный рынок, большую конкуренцию, снижает цены. Это подвид third part logistics, но есть и понятие fifth party logistics. Такой термин обычно применяется по отношению к глобальной логистике — когда ты заказываешь транспортировку не просто из Воронежа в Москву (тут справится один внешний поставщик), а, скажем, из Африки. Там будут вовлечены самолеты, корабли, грузовики, множество подрядчиков. Такие вот цепочки тоже аутсорсят пятым лицам», — объясняет эксперт.
Платформы в грузоперевозках серьезно скорректируют роли участников рынка, так или иначе связанных с перевозками. Так, ослабнут позиции традиционных посредников-экспедиторов, а сервисные услуги в области перевозок: стоянки, авторемонт, страхование и др. — получат широкое представительство на платформах, что обострит ценовую конкуренцию.
Немаловажный «побочный платформенный эффект», по мнению Ольги Федоткиной, — это обеление рынка грузоперевозок. Сегодня половина участников рынка перевозок полностью или частично использует в своей работе серые схемы. В данной связи в BIA-Technologies отмечают: «Платформа предоставляет объективную информацию об участнике, возможность выбора и управления рисками со стороны грузоотправителя. Объективность обеспечивается скоринговыми моделями и процессами проверки. В ближайшем будущем будет запущена система рейтингов как грузоотправителей, так и перевозчиков. Данный набор инструментов — это несколько серьезных шагов в сторону прозрачности рынка, которые мы предлагаем сделать вместе с его участниками».
Платформенный подход отвечает и задачам государства, которое делает ряд важных шагов в этом направлении. Речь, в частности, об электронном документообороте, в том числе в рамках реализации удобного транзита через территорию России. В области цифровизации отрасли уже работает ассоциация «Цифровой транспорт и логистика». Ее участники создают платформы, собирающие данные об инфраструктуре и транспортных средствах в реальном масштабе времени на основе технологий промышленного интернета вещей. Уже разработан единый стандарт транспортной телематики. «Мы уверены, что цифровая платформа транспортного комплекса обеспечит лидерство России в транспортной интеграции Европы и Азии за счет интеграции действующей цифровой инфраструктуры государственных систем и платформенных решений от лидеров логистической отрасли», — заключает Ольга Федоткина.