По итогам 2016 года российская сфера автомобильных грузоперевозок показала минимальный рост. Тем не менее до 2018 года этот сегмент рынка не сможет повторить пиковые результаты 2012–2014 годов, говорится в опубликованном исследовании KPMG «Обзор российского транспортного сектора в 2016 году».
По данным исследования аудиторско-консалтинговой компании KPMG, обнародованного сегодня на выставке TransRussia 2017, сектор автомобильного транспорта в 2016 году не показал существенного роста. По итогам отчетного периода общий автомобильный грузооборот в стране составил 234,5 млрд ткм. Это лишь на 0,8% больше показателя годичной давности. При том, что пиковое значение было зафиксировано в 2013 году — 250 млрд ткм.

«Негативное влияние на рынок оказало, кроме того, падение импорта и сокращение оборота розничной торговли, вызванные снижением доходов населения, а также падение объемов промышленного производства», — подчеркивают авторы исследования.

Объем сегмента перевозок полных грузов в 2016 году оценивается в 75 млрд руб.
В общей структуре грузооборота значительную долю — 73,2% — составляют полные (FTL) грузы. На долю сборных (LTL) грузов приходится 16,8% перевозок, еще 7% составляют негабаритные грузы, а оставшиеся 3% — опасные.

В стоимостном выражении прошлогодний объем FTL-сегмента оценивается в 75 млрд руб. По прогнозам экспертов, к 2020 году его объемы могут вырасти до 80–100 млрд руб.

Аналитики KPMG считают, что по итогам 2017 года ожидается положительная динамика спроса — «благодаря растущей активности среднего и малого бизнеса, импортозамещению и растущему качеству услуг, обеспечиваемому крупными игроками». В целом, по их мнению, несмотря на минимальный положительный тренд, в период до 2018 года рынок автомобильных грузоперевозок в России не достигнет даже уровней 2012 и 2014 года (соответственно 249 млрд и 247 млрд ткм).

Роль «Платона»
Также в компании считают, что главным событием года на рынке автоперевозок стал запуск программы «Платон». «В результате введения системы выросли цены на грузоперевозки и сократилось число мелких перевозчиков» — говорится в исследовании.
Для российского рынка грузоперевозок характерна высокая степень износа автопарка, заключают в KPMG (фото: ГК "Автодор")

Для российского рынка грузоперевозок характерна высокая степень износа автопарка, заключают в KPMG (фото: ГК «Автодор»)

В то же время, продолжают авторы исследования, в течение года в связи с ростом цен отмечался переход ряда грузов (в первую очередь инертных строительных материалов и других низкодоходных грузов) на железную дорогу.

«Тем не менее автотранспорт остается более привлекательным при перевозках высокодоходных грузов в связи с более высокой клиентоориентированностью, упрощенным оформлением документации (по сравнению, например, с ж/д транспортом), высокой скоростью доставки и более гибкой системой тарифообразования», — подчеркивают аналитики KPMG.

Изношенный автопарк
В целом для российского рынка грузоперевозок характерна высокая степень износа автопарка, заключают в KPMG. Доля старой техники растет с каждым годом: если в 2013 году доля грузовых автомобилей возрастом до пяти лет составляла 21,8%, то в 2015-м этот показатель уже равнялся 19,9%. В то время как автопарк машин возрастом более 10 лет за этот же период вырос с 58,1 до 61,3%.

Стоит отметить, что чуть ранее аналитики агентства «Автостат» сообщали о том, что по состоянию на 1 января 2017 года средний возраст парка грузовых автомобилей в России равняется 20 годам. При том, что на машины возрастом 15 лет и старше приходится 65% техники.

Текст: Максим Алексеев
РЕКАЛАМА