Паспорт проекта АСВГК необходимо дорабатывать и дальше, а систему штрафных санкций, действующую в рамках данной системы, смягчать. Самим участникам транспортно-логистического рынка нужно более активно и тесно выстраивать свое взаимодействие с госрегуляторами посредством профессиональных объединений, экспертных площадок и отраслевых мероприятий.
Такие вопросы обсуждали участники рынка на прошедшей 1–2 октября в Москве конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности».
Состояние рынка
Как следовало из доклада PR-директора маркетингового агентства MegaResearch Елизаветы Шариповой, по итогам 2018 года грузооборот автотранспорта в России составил 140 млрд ткм против 126 млрд ткм годом ранее. По прогнозу аналитиков, по итогам 2019 года будет достигнута отметка в 151 млрд ткм.
Тем не менее, несмотря на формальный рост сухой статистики, отметила она, на рынке наблюдается снижение маржинальности бизнеса. Объяснение тому находится как в экономической плоскости (рост себестоимости перевозок), так и области госполитики (ужесточение налоговой политики, штрафных санкций в госсистемах, рост фискальной нагрузки).
Еще одним трендом, по словам спикера, является замедление темпов консолидации отрасли. В то же время, по словам Шариповой, достаточно высокой остается доля «серого» рынка, объем которого аналитики агентства оценивают в 30%.
В ближайшие годы, отметила Елизавета Шарипова, условия работы перевозчиков также будут оставаться непростыми. «Введение реестра перевозчиков повлияет еще сильнее, чем внедрение системы «Платон», — заявила она.
Доработка проекта АСВГК
Что касается самих участников рынка, то прошедшая конференция выдалась богатой на озвученные идеи, предложения и инициативы от бизнеса. В том числе в части госрегулирования отрасли.
Так, например, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич в своем выступлении остановился на вопросе доработки паспорта автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК).
«Предложения о доработке паспорта АСВГК звучат на протяжении последнего года — по сути, с момента начала реализации системы весогабаритного контроля. Изменения необходимы как в нормативно-правовых актах, так и в процедурах, которые касаются непосредственно работы АСВГК.
Благодаря постоянному конструктивному диалогу с представителями профильных ведомств — в том числе на таких конференциях — большая часть наших предложений включены в проект паспорта АСВГК. Надеемся, что они будут утверждены, что позволит повысить безопасность на российских дорогах и улучшит прозрачность отрасли», — заявил Александр Лашкевич.
Введение реестра и ЭТН
Еще одним призывом к властям и к самим представителям бизнеса стало предложение повысить прозрачность работы рынка грузовых автоперевозок. В том числе путем скорейшего внедрения электронной транспортной накладной (ЭТН) и создания общенационального реестра перевозчиков.
Соответствующие заявления были сделаны вице-президентом Российского автотранспортного союза (РАС) Валерием Алексеевым, который указал на то, что в обоих случаях также требуются законодательные изменения.
По убеждению спикера, прозрачность рынка даст перевозчикам возможность привлечь инвестиции.
«Прозрачность нужна для того, что чтобы инвесторы были готовы вложить в это деньги. И если рынок будет прозрачным, то будут созданы условия добросовестной конкуренции. И таким образом, имея контроль за счет прозрачности рынка и за счет отчетности, которая имеется в компании, можно не потерять деньги, а, наоборот, преумножить», — сформулировал Валерий Алексеев.
Также, добавил представитель РАС, прозрачность рынка должна обеспечить и работа регулирующих органов, которые обеспечат прозрачный контроль его участников.
«И, естественно, этот контроль может обеспечиваться за счет цифровизации, потому что на каждого перевозчика и на каждый автомобиль контролера не поставишь», — подчеркнул он.
Что касается создания общефедерального реестра перевозчиков, то, по мнению эксперта, он не только поможет в «обелении» рынка, но и обезопасит работу всех его участников при работе с контрагентами — такими же участниками реестра.
Большие данные
В свою очередь также принявший участие в открывающей сессии генеральный директор РТИТС (оператор системы «Платон») Антон Замков призвал органы государственной власти не затягивать с принятием федерального закона о цифровых данных. По его словам, российские транспортные операторы и логистические платформы очень заинтересованы в получении той информации о передвижении грузовых транспортных средств по стране, которая аккумулируется в базах данных оператора системы.
«Что касается получения данных о трекинге, то технически это возможно. По сути, надо просто изменить некоторые параметры работы бортовых устройств [на автомобилях]. Но вопрос упирается в принадлежность этих данных. Как это ни смешно, закон об использовании цифровых данных разрабатывается уже много лет. И вопрос, кому эти данные системы «Платон» принадлежат, — он открытый. И если сам «Платон» принадлежит государству, то, соответственно, его данные тоже», — отметил он.
Штрафы по АСВГК
Другим интересным предложением, озвученным в ходе дискуссий, стал вопрос смягчения штрафных санкций для добросовестных перевозчиков в рамках работы АСВГК. Речь идет о случаях непреднамеренного нарушения норм весогабаритного контроля.
«Мы предлагаем отменить штрафы, предусмотренные за весовые превышения в пределах 10% отклонений от нормативов. Это необходимо сделать для того, чтобы исключить несуществующую вину перевозчика», — обозначил проблему координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.
Характерно, что к данной инициативе более чем прохладно отнесся другой участник панельной сессии — заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» (подведомственно Росавтодору) Сергей Юнгов. Прежде всего он призвал представителей транспортных компаний даже не надеяться на полную отмену штрафов за небольшие нарушения норм весогабаритного контроля в рамках работы АСВГК. По словам чиновника, в руководстве профильных ведомств, включая Минтранс, категорически против этого.
В то же время представитель Росдормониторинга озвучил представителям рынка грузоперевозок встречную идею. По его мнению, у участников рынка грузоперевозок гораздо больше шансов на смягчение таких штрафных санкций. «В Минтрансе готовы с вами беседовать на тему их снижения», — заверил Юнгов.
Впереди — конференция-2020
Еще одной отличительной чертой прошедшей конференции стала интенсивность дискуссий. Что и неудивительно, ведь программа форума включала в себя выступления более 50 российских и зарубежных спикеров, 12 экспертных докладов и презентаций, а также профильные узкоотраслевые дискуссии. А аудиторию мероприятия составили почти 280 делегатов.
Не приходится сомневаться, что столь же насыщенной станет и следующая, шестая по счету, конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», которая пройдет в марте 2020 года.