Несмотря на вышеперечисленные проблемы, участники опроса Inbound Logistics Trucking Survey 2017 видят положительные перспективы для грузовых автоперевозок. Транспортные компании США как фундамент американской экономики принимают непосредственное участие в формировании экономических тенденций. Порядка 71% опрошенных уверены в росте экономики США; оставшиеся 29% считают, что экономика США вступает в период стагнации.
При этом ни один из участников опроса не прогнозировал падения экономики США в ближайшие месяцы, что существенно отличается от результатов прошлого года, когда только 24% опрошенных говорили о росте экономических показателей.
Около 92% опрошенных считают, что их трудности в основном связаны с водительским персоналом. И это неудивительно, учитывая непрекращающийся дефицит водителей на рынке труда и рост затрат, связанных с наймом и сохранением водительского состава. По мере роста заработной платы водителей и увеличением расходов, направленных на повышение привлекательности этой профессии, перевозчики вынуждены перекладывать эти затраты на грузоотправителей. 60% опрошенных грузоотправителей указали на рост тарифов со стороны перевозчиков в 2017 году. При этом 79% опрошенных указывают, что их главной задачей является снижение транспортных расходов (для сравнения: в 2016 году об этом говорил 71% респондентов).
Среди грузоотправителей растут трудности, связанные с клиентским обслуживанием. На это указывают 47% опрошенных, тогда как годом ранее таковых был только 21%. Около 29% опрошенных грузоотправителей говорят о наличии проблем с поиском провозных емкостей, в 2016 году таких респондентов было только 7%.
Из-за различных глобальных политических проблем в 2016 году наблюдался спад сделок, связанных со слияниями и поглощениями крупных компаний. Рынок грузовых автоперевозок долгое время не поддавался этой тенденции, но постепенно череда слияний и поглощений пришла и в этот сегмент.
Среди опрошенных компаний отмечается стабилизация размеров парка транспортных средств на уровнях, предшествующих 2016 году. В 2015 году средний размер парка ТС составлял 3268 ед., в 2016 году эта цифра подскочила до 4426 ед. В 2017-м средний размер парка ТС сократился до 3165 ед., что говорит о том, что спрос на слияния был удовлетворен.
Транспортная инфраструктура по-прежнему возглавляет список законодательных проблем, беспокоящих автотранспортные предприятия. В 2016 году порядка 56% опрошенных перевозчиков указывали на то, что транспортная инфраструктура оказывает самое значительное влияние на их операционную деятельность. В 2017 году эта цифра увеличилась до 73%. Продолжающиеся просчеты федерального правительства и правительств штатов приводят к дальнейшему разрушению существующей инфраструктуры в США. В Администрации президента и Конгрессе очень часто говорят о проблемах в этой области, но, как правило, дальше разговоров ничего не продвигается. И пока деятельность транспортных компаний очень сильно зависит от плохих дорог и мостовых сооружений.
В числе других законодательных проблем около 32% опрошенных перевозчиков называют правительственный фонд строительства автомобильных дорог. В частности, указанный фонд обвиняется в необоснованных и нецелевых поборах. Администрация Дональда Трампа продлила его финансирование до 2021 года, сократив при этом бюджет Департамента по транспорту.
Политика в области энергетики также тесно связана с инфраструктурой, поскольку многие автомобильные компании пытаются быть более экологичными на коротких маршрутах за счет использования природного газа в качестве топлива. На данный момент самым серьезным препятствием на пути к использованию сжатого или сжиженного природного газа является нехватка заправочных станций. Эту проблему правительство могло бы решить при помощи государственно-частного партнерства.
В числе серьезных проблем называются и вопросы здравоохранения, поскольку водители ищут для себя более выгодные условия работы и соцпакеты. Транспортники больше не борются за грузы, борьба идет за водителей. Поэтому им приходится предлагать существенные льготы для привлечения новых водителей. Кроме того, неоднократные попытки Конгресса в 2016 году отменить закон о доступном медицинском обслуживании вызывают неуверенность среди перевозчиков относительно расходов на медицину в будущем.
Грузоотправители также сталкиваются с проблемами в области законодательного регулирования, которые так или иначе отражаются на них. В частности, 29% опрошенных грузоотправителей уже понесли значительные затраты из-за реализации программы Compliance, Safety and Accountability («Соответствие, безопасность, подотчетность») от Федеральной администрации по безопасности автомобильных перевозчиков США. Еще 48% опрошенных ожидают увеличения затрат в будущем.
Как перевозчики, так и грузоотправители по-прежнему в числе главных трудностей называют необходимость соблюдения режима труда и отдыха водителей. Поначалу перевозчики брали на себя все возникающие в связи с этим затраты. В этом году 78% опрошенных перевозчиков подчеркнули, что режим труда и отдыха оказывает серьезное влияние на их операционную деятельность. С ними согласились 78% грузоотправителей, указав на то, что соблюдение режима труда и отдыха влияет на величину затрат, а это говорит о том, что перевозчики больше не в силах покрывать возникающие в связи с этим издержки и вынуждены перекладывать эти затраты на своих клиентов.
Для выхода из этой ситуации можно было бы увеличить количество водителей, чтобы перекрыть ограничения, связанные с необходимостью соблюдения режима труда и отдыха. Но, как уже указывалось ранее, на рынке наблюдается нехватка водительского персонала, поэтому найти выход из этого положения не так-то просто.
Новая администрация Дональда Трампа непредсказуема в своих действиях, поэтому сложно предположить, как изменятся эти цифры в ближайшем будущем. С учетом планов по модернизации транспортной инфраструктуры на 1 трлн долл. и неоднократных обещаний дерегулировать отрасль, результаты опроса в следующем году могут быть другими. Пока что перевозчики и грузоотправители могут только ждать, как будет выполнены эти обещания.
В связи с тем что нехватка провозных емкостей в очередной раз вызывает серьезную озабоченность, для их увеличения многие перевозчики предпочитают выстраивать партнерские отношения с другими фирмами. В частности, 81% перевозчиков предлагают брокерские услуги по фрахтованию помимо реализации основного вида деятельности.
Кто предпочтительнее на рынке — перевозчики или брокеры? Из всех опрошенных перевозчиков 48% респондентов не смогли отдать предпочтение ни тем ни другим, 38% считают, что предпочтительнее все-таки перевозчики, 16% встали на сторону брокеров. Но по мере того как логистические операторы и брокерские компании наращивают свои транспортные активы, а транспортные предприятия запускают брокерские услуги, грань между этими двумя видами деятельности будет все тоньше и тоньше.
Чего ожидают грузоотправители от перевозчиков в первую очередь? Наиболее важным фактором 90% опрошенных считает надежность. На втором месте — стоимость услуг. За этот показатель высказалось 86% респондентов. Качество обслуживания клиентов занимает третье место. Его в числе главных факторов называют 67% опрошенных. Это говорит о том, что клиенты по-прежнему отдают предпочтение качеству оказываемых услуг и не гонятся за дешевизной.