Совсем недавно, в конце июня, редакция ГиД уже сообщала об учреждении в России первой Национальной премии в области грузовых автомобильных перевозок. Инициатором появления этой профессиональной награды выступил Межотраслевой экспертный совет (МОЭС).
Борис Рыбак, и. о. председателя МОЭС, рассказал в интервью ГиД о том, почему Национальная премия «Грузовики и дороги» должна стать важным инструментом формирования самосознания для участников отрасли транспортной логистики и грузовых автомобильных перевозок.
— Учреждение первой в стране Национальной премии в области транспортной логистики и грузовых автомобильных перевозок представляется мне чрезвычайно важным событием. Транспортно-логистический комплекс нашей страны и один из важнейших его элементов — логистика, связанная с грузовым автомобильным транспортом, в наши дни, очевидно, входят в этап серьезной и качественной трансформации.
Происходит осознание и признание огромной роли грузового автотранспорта в экономике страны, а также того значительного вклада, который транспортная отрасль вносит сегодня в занятость населения и в решение социальных вопросов. Очевидно также, что в свете ряда последних политических событий и трендов, непосредственным участником которых является Россия, в нашем деловом сообществе и в истеблишменте наступает все лучшее понимание важности развития международных грузовых автотранспортных коридоров.
«Происходит осознание и признание огромной роли грузового автотранспорта в экономике страны».
Как очевидно и то, что на фоне такого повышенного внимания со стороны государства и общества российский автогрузовой сектор и сам начинает осознавать и формировать себя в качестве самостоятельного и одновременно весьма влиятельного сегмента транспортно-логистического рынка — как в стране, так и на международной арене.
В то же время процесс самоидентификации и нового позиционирования отрасли настоятельно требует создания целого ряда механизмов, характерных для любого зрелого и устойчиво развивающегося бизнеса. Среди наиболее очевидных из них выделю:
- эффективные платформы как для публичного, так и для «закрытого» обсуждения ключевых проблем и выработки «общецеховых» позиций и решений;
- стабильно работающие механизмы лоббирования реализации этих позиций и решений в различных кругах в стране и за рубежом;
- устойчивую систему формирования и поддержания профессионального климата, в котором успешно развивается и находит признание все лучшее, что есть в бизнесе, регулировании отрасли и реализации государственных программ;
- постоянно действующую систему привлечения позитивного внимания к отрасли со стороны регулирующих органов, финансово-инвестиционного и бизнес-сообщества;
- действенную систему привлечения в отрасль лучших трудовых ресурсов.
Многие из этих механизмов напрямую или косвенно связаны с системами профессионального признания достижений и заслуг участников рынка — как корпоративных (для компаний и организаций), так и индивидуальных (для отдельных людей). Этим целям служат профессиональные рейтинги и премии.
«Во всем мире профессиональные премии являются общепринятым способом признания заслуг в различных областях человеческой деятельности».
Все эти «факелы бирмингема», сонмы разных «меркуриев», всевозможные позолоченные статуэтки с самыми претенциозными названиями уже давно стали объектами насмешек. И, что более важно, сильно дискредитировали саму идею профессионального признания через вручение премий.
Поэтому мы сейчас говорим о принципиально ином типе премий — о премиях, результаты которых определяются квалифицированным жюри, состоящим исключительно из представителей профессионального сообщества. Жюри, которое абсолютно честно и ответственно берется оценить достижения и заслуги своих коллег по цеху.
Конечно, такие профессиональные премии очень непросто организовывать и проводить. Факторы, связанные со столкновениями амбиций отдельных участников рынка или даже групп, часто делают работу жюри очень непростой и даже сложной, несмотря на то что голосование тайное.
Однако совершенно очевидно, что если профессиональная премия действительно организована честно и ответственно, то ценность ее серьезно возрастает — как для тех, кто ее присуждает, так и для тех, кто ее получает.
И для того чтобы профессиональная премия работала правильно, существует ряд принципов, которые отрабатывались в разных отраслях на протяжении десятилетий. И которые помогают получить наиболее объективную картину, сводя к минимуму индивидуальные симпатии и антипатии членов жюри, всевозможные манипуляции и подтасовки, групповщину и сговоры.
Убежден, что Национальная премия «Грузовики и дороги» сможет избежать всех этих негативных явлений — подводных течений и различных, так сказать, моментов. Многочисленный состав жюри, безусловная авторитетность имен его членов, а также минимальная взаимная аффилированность и наличие экспертов из принципиально разных групп: госорганов, медиа, научных кругов, патриархов и почетных ветеранов отрасли, а также топ-менеджмента компаний — партнеров отрасли предопределят максимальную независимость и объективность голосования.
«Многочисленный состав жюри, авторитетность имен его членов, а также минимальная взаимная аффилированность предопределят независимость и объективность голосования».
У меня также нет сомнений и в том, что процесс ежегодного определения лучших будет способствовать формированию цивилизованной современной и зрелой среды в отрасли.
В этом смысле очень интересен опыт наших англосаксонских коллег. Общаясь в профессиональной среде в США и Великобритании, очень часто слышишь похвалы в адрес своих коллег (и часто в превосходных степенях) от людей, которые формально являются конкурентами в бизнесе. В этом есть своя логика: если участники какого-то определенного сегмента рынка добиваются высоких профессиональных достижений, это по умолчанию означает, что и весь рынок успешен. А также привлекателен для инвестирования и партнерства.
В нашем случае на данном этапе развития отрасли крайне необходимо находить и максимально пропагандировать в правительственной и бизнес-среде, а также в обществе в целом наиболее позитивные идеи и достижения, интересные и нетривиальные решения, имеющие место в отрасли, людей, которые все это придумывают и осуществляют на практике.
Все еще доминирующий образ полукриминального «дальнобойного» бизнеса, работающего в диких условиях убитых дорог, совершенно не соответствует истинным интересам тех десяти с лишним миллионов людей, которые сегодня работают в отрасли. Этот образ уже сейчас не соответствует реальному положению дел и начинает тянуть назад, мешая нормально развиваться рынку грузовых автоперевозок.
«Процесс ежегодного определения лучших будет способствовать формированию цивилизованной, современной и зрелой среды в отрасли».