Французская ассоциация Equilibre des Energies (EdEn)* проанализировала перспективы развития водородных технологий в автотранспорте. В опубликованных 15 октября результатах исследования отмечается, что переход на водород возможен прежде всего при перевозках на расстояние более 500 км. Это объясняется тем, что использование электротяги от аккумуляторных батарей при перевозках на дальние расстояния является менее эффективным.
Доля водородных топливных элементов на автотранспорте будет оставаться ограниченной до 2030 года. Это связано с тем, что переход на водород требует от перевозчиков обновления автопарков, а создание необходимой инфраструктуры также может занять определенное время. Тем не менее, по мнению ассоциации Equilibre des Energies, к 2050 году водород в качестве топлива может занять 65% рынка автоперевозок на дальние расстояния.
Программа финансирования в 1 млрд евро
К 2050 году во Франции автопарк, использующий водородные топливные элементы, будет насчитывать 108 тыс. грузовиков и потреблять 17,6 ТВт⋅ч водорода. Необходимый ресурс для этого будет обеспечен, учитывая опубликованный недавно план Франции по развитию водородных технологий: начиная с 2030 года будет создаваться сеть электролизных станций по производству водорода мощностью 6,5 ТВт⋅ч.
Цена перехода на водород
Переход на водород может произойти только в том случае, если общие эксплуатационные расходы транспорта с его использованием в качестве топлива не будут превышать финансовые возможности перевозчиков. Как показывает исследование, сейчас эксплуатационные расходы на 100 км пробега водородного грузовика вдвое превышают расходы транспортных средств, использующих дизельное топливо или природный газ.
Для снижения эксплуатационных расходов необходимо предпринять ряд организационных и технологических мер, о которых упоминается в исследовании: увеличение объема перевозимого водорода путем снижения веса бортовых резервуаров и тем самым увеличение дальности автономного пробега; применение жидкого водорода; развитие сети водородных заправок и их автоматизация.
Решение данных задач к 2050 году позволит снизить вдвое величину расходов на 100 км пробега водородного грузовика. Безусловно, этому будет способствовать реализация социальной программы финансирования в 1 млрд евро в течение 10 лет. Подобные капитальные вложения предусмотрены генеральным планом по созданию рациональной экосистемы производства, хранения и распределения водородного топлива.
На пути к «водородным коридорам»
При использовании водорода на грузовиках возникают определенные трудности в силу его специфических характеристик: хранение под давлением 700 бар, объем в восемь раз больше, чем у дизельного топлива, повышенная степень опасности. Первоначально предполагается, что производство, хранение и распределение будут производиться в крупных специализированных центрах. В дальнейшем эти операции могут быть перенесены на небольшие региональные станции вдоль автодорог, а затем и на территорию автопарков перевозчиков.
Анализ, проведенный Управляющей компанией автодорог Юга Франции (ASF), показал, что создание местных децентрализованных электролизных станций мощностью от 5 до 20 МВт⋅ч возможно произвести довольно быстро.
В европейском масштабе ассоциацией рекомендуется организовать производство и распределение водорода вдоль «дорожных коридоров» центральной трансъевропейской дорожной сети (RTE-T). Для поддержания перехода и заинтересованности перевозчиков ассоциация предлагает не облагать налогом водород и электроэнергию, получаемые путем электролиза.
*EdEn (Equilibre des Energies), созданная в 2011 году как некоммерческая организация со штаб-квартирой в Париже, представляет собой аналитическую платформу, объединяющую заинтересованные стороны из секторов энергетики, строительства и транспорта с одной общей целью: сделать Европу мировым лидером в области чистой энергии.
По материалам L’Antenne
Перевод с французского: Виктор Холопов