В июне в штаб-квартире ООН в Женеве порядка 60 стран, включая Японию, Канаду и страны ЕС, проголосовали за резолюцию о правилах применения автоматизированных систем поддержания полосы движения (Automated Lane Keeping Systems, ALKS), включая обязательное наличие черного ящика. Как подчеркивает издание Transportissimo, этот первый международный регламент об автономных транспортных средствах затрагивает как грузовые, так и легковые автомобили.

Регламент ALKS, который вступит в силу в 2021 году, был предварительно принят на всемирном форуме по согласованию ПДД транспортных средств, объединяющем 56  государств в Европе, Азии и Северной Америке.

«Принятие в ООН единого и обязательного регламента о применении информационных систем автономного движения автомобилей является важным шагом вперед на пути к автоматизации транспортного процесса», — говорится в заявлении Европейской экономической комиссии  ООН (ЕЭК ООН).

автономных автомобилей

Автономным системам ALKS разрешено управлять автомобилем только в присутствии за рулем пристегнутого ремнями безопасности водителя

Требования безопасности при аварийных ситуациях

Принятый регламент устанавливает строгие требования к автономным системам ALKS,  которые могут управлять автомобилем только в присутствии за рулем пристегнутого ремнями безопасности водителя. Эта система может быть активирована только на дорогах, которые оснащены разделительными отбойниками и где запрещено движение пешеходов и велосипедов. Существующие автономные системы ALKS работают при скоростном режиме, не превышающем 60 км/ч.

Кроме того, все имеющиеся в кабине экраны и мониторы (Интернет, видео, развлечения и пр.) должны автоматически отключаться, как только водитель берет в руки управление автомобилем.

При этом система может даже остановить машину, если водитель, по определенным признакам, не готов взять управление на себя.

Правила содержат требования  безопасности при проведении аварийных маневров в случае неизбежного столкновения. В них также определяются требования к порядку и форме запросов системы для передачи  водителю контроля управлением автомобиля.

Новый регламент также предписывает обязательное оснащение автомобиля устройствами, которые проверяют, что во время автономного движения в кабине постоянно находится человек (на водительском месте и пристегнутый ремнями безопасности), который может в случае опасности взять управление на себя. Также автономная система должна быть запрограммирована на определенные действия, в случае если водитель не взял управление во время чрезвычайной ситуации.

Требования по кибербезопасности

В ALKS должна быть обеспечена безопасность при активации водителем системы автономного вождения. Это осуществляется несколькими элементами, такими как запрос на активацию системы, мигание или закрытие глаз, осознанные движения головы или тела. При любой ситуации главным является «обеспечение безопасности и минимизация рисков для пассажиров и других участников дорожного движения».

Правила также требуют, чтобы транспортные средства были оснащены системой хранения данных для автоматизированного вождения — так называемым черным ящиком, который включается автоматически при активации ALKS. В системе, кроме того, должны соблюдаться требования кибербезопасности и обновления программного обеспечения, изложенные в двух других новых регламентах ООН, принятых в тот же день.

Реализация решения ООН странами и автопроизводителями

По данным ЕЭК ООН, многие производители транспортных средств выразили готовность применять новые стандарты с момента вступления их в силу. Япония, которая участвовала в разработке регламента вместе с Германией, будет применять его сразу после вступления в силу. Европейская комиссия, способствовавшая созданию единых правил совместно с Францией, Нидерландами и Канадой, объявила об их реализации в странах ЕС в более поздние сроки, не уточняя конкретной даты.

 Перевод с французского: Виктор Холопов

РЕКАЛАМА