Директор по стратегии и перспективным разработкам компании АТО Events Алексей Комаров расспросил менеджера по развитию грузовых шин ЦМК компании Cordiant Александра Чепкунова о том, что в настоящее время происходит на рынке грузовых автошин.

Александр Ринатович, многие аналитики говорят о том, что рынок автомобильных грузоперевозок уже восстановился до уровня 2019 года и даже превзошел его по объему, но отраслевая статистика, к сожалению, очень недостоверна. Было бы интересно узнать у вас, как поставщика продукции непосредственно для грузовой отрасли, ощущаете ли вы восстановление рынка? Как изменился спрос на шины в этом году?

Безусловно, мы видим рост автоперевозок в этом году. Восстановился ли он до докризисного уровня? Скорее всего, да. А вот будет ли он расти дальше, есть ли такие возможности у рынка, — это пока открытый вопрос. Мы ощущаем рост продаж, обусловленный отложенным спросом, который вызван и возросшими объемами автоперевозок, и тем, что многие в прошлый, кризисный год отложили замену шин на этот год.

Реализация отложенного спроса привела к нехватке шин. Производство в России грузовых шин находится на уровне прошлых лет, даже с приростом. Импорт тоже идет с приростом, то есть нельзя сказать, что поставщики не справляются, — нехватка шин на рынке вызвана тем, что их просто раскупили. Конечно, надо отметить, что повлияла и сложная логистическая ситуация во всем мире.

Структура спроса при этом изменилась?

На нашем рынке не хватает в первую очередь дешевых шин из Китая. Из-за недостатка дешевых шин клиенты покупают продукцию среднего ценового сегмента, здесь мы видим очень большой спрос. Но и средний ценовой сегмент не в состоянии удовлетворить спрос полностью; клиенты берут все, что только могут найти. Если это дорогие премиальные шины, то они готовы даже переплатить и за них, лишь бы не остаться без шин. Поэтому наибольший рост продаж мы увидим в этом году по так называемому А-сегменту, сегменту премиальных брендов.

Понятно. А была ли какая-то разница в изменении спроса в зависимости от сегмента шин?

Cordiant производит два бренда шин для грузового транспорта: Cordiant Professional и TYREX All Steel. Cordiant Professional — шины среднеценового сегмента, или, как мы называем его в своей профессиональной среде, сегмента B. TYREX All Steel относится к эконом-сегменту С. Мы видим сейчас очень острый спрос на продукцию TYREX All Steel — как я уже говорил, дешевых шин на рынке нет; но и Cordiant Professional пользуется повышенным спросом в условиях возникшего дефицита.

Однако я хочу отметить, что наша компания в этом году снабжает своих клиентов на внутреннем рынке на уровне прошлых лет, и даже немного больше, за счет перераспределения с других каналов продаж. Ситуация с нехваткой шин вызвана все-таки высоким спросом, а не тем, что поставщики увеличили поставки на другие рынки.

Вы упомянули что столь напряженная ситуация на рынке грузовых шин вызвана в том числе и сбоями в глобальной логистике. Используются ли в производстве шин Cordiant импортные компоненты и есть ли проблемы с их поставкой?

Вы знаете, это больная тема. Глобальная экономика связывает все страны, и российская экономика не исключение. Мы видим, что есть нехватка сырья на глобальных рынках, и из-за этого и у нас есть перебои с поставками импортных компонентов. Но и с отечественными компонентами тоже начались перебои, так как многие наши отечественные производители увеличили свои поставки на экспорт. Глобальный дефицит продукции вызвал рост цен, и им стало выгоднее поставлять свою продукцию на внешние рынки. Поэтому нам и здесь стало тяжелее закупать сырье.

Компания Cordiant зависит только от тех импортных компонентов, которые у нас в России не производятся, — это в первую очередь натуральный каучук. Его составляющая в цельнометаллокордных грузовых шинах достигает 25–30%.

Это, пожалуй, единственное, в чем мы серьезно зависим от импорта, все остальное можно приобрести у отечественных производителей или у производителей стран Таможенного союза и СНГ. При этом рост цен наблюдается и у отечественных производителей.

Ну, и плюс ко всему есть еще и проблемы с логистикой. Помимо роста цен сырьевой корзины, который составил более 50% за последние год-полтора, мы видим еще и рост логистических затрат. Закупив и так выросшее в цене сырье, мы должны обеспечить его доставку к нам на заводы, и тут возникают проблемы одна за другой. Все последние полтора года мы работаем в лихорадочном режиме чрезвычайной ситуации, постоянно решая проблемы с перебоями поставок, с логистикой, и вынуждены переплачивать по повышенным тарифам за доставку сырья.

Тем не менее компания Cordiant с начала года работает без перебоев, на стопроцентной загрузке наших мощностей, и производит столько же продукции, что и в предыдущие годы, поэтому недопоставки продукции на рынок с нашей стороны нет.

То есть вы подвержены тем же проблемам, что и большинство производителей во всем мире. И каждый старается преодолеть их в меру своих возможностей. Отражаются ли эти проблемы в цене продукции?

Это важный момент: рост стоимости сырья настолько быстрый, что многие производители не только шин, но и в других отраслях не успевают отыгрывать этот рост. Повышение цен на продукцию является вынужденной мерой, и при этом мы не успеваем покрыть те расходы, которые образовались из-за быстрого роста цен сырьевой корзины. Поэтому мы вынуждены просчитывать свои дальнейшие шаги по повышению роста цен, чтобы сохранить прибыль. Речь идет не о том, чтобы нажиться на этой ситуации, на этом ажиотаже, — речь о том, как сохранить прежнюю прибыль. Хотя многие считают, что на ажиотаже можно заработать, у производителя это получается хуже, чем у других участников рынка. Мы действительно переживаем чрезвычайную ситуацию с ростом цены на сырье и с перебоями в поставках.

Когда я знакомился с деятельностью компании Cordiant, меня очень заинтересовала информация о том, что компания ведет разработки своей продукции в собственном научно-техническом центре. Было бы очень интересно узнать, над чем сейчас центр работает и ведется ли там совершенствование существующих моделей шин.

Вы знаете, не многим известно, что у нас действительно своя наука, свой научно-технический центр Cordiant, который разрабатывает все наши модели шин и занимается их модернизацией. Вся линейка Cordiant Professional была разработана нашим научно-техническим центром.

Центр постоянно работает над модернизацией текущего ассортимента продукции. За последние два года мы провели глобальную работу и очень серьезно повысили качество всех наших грузовых шин. И ожидаем серьезного прироста по их ходимости. Мы уже видим обратную связь рынка, что это дало положительный эффект. Работаем и над новыми проектами.

Могу сказать, что в ближайшее время появится новая прицепная строительная шина с индексом 164, над которой мы очень долго работали. Было проведено несколько научно-исследовательских работ, для того чтобы найти технологии, которые помогут нам добиться необходимых характеристик. И вот мы приблизились к запуску в серийное производство и планируем, что уже в январе сможем начать продажи этой шины.

Также наш научно-технический центр работает над долгосрочными проектами. Он разрабатывает шины второго поколения линейки Cordiant Professional, которые мы со временем тоже представим рынку.

В эти тяжелые времена очень важно сохранять лояльность своих клиентов. Есть ли у вас программы поддержки заказчиков, действуют ли они в настоящее время и в чем эти программы заключаются?

У нас когда-то была стратегия вывести на рынок шины среднего ценового сегмента, которые устроили бы клиентов по соотношению цена/качество. Долгое время это была очень выигрышная стратегия, но потом мы поняли, что этого недостаточно, и в дальнейшем начали развивать нашу сервисную поддержку. Ее конечная цель в том, чтобы наш клиент при покупке шины получал полный спектр сервисных услуг, которые связаны с этой шиной.

На сегодняшний день таких программ три. Многие уже знают о них, но если нет, — мы приглашаем зайти на наш сайт cordiant.ru/service и познакомиться с их подробным описанием.

Эти программы позволяют клиентам сэкономить на услуге шиномонтажа, получить скидку за повторную покупку нашей продукции. Еще есть безусловная гарантия, когда при выходе шины из строя по любой причине можно получить компенсацию при покупке новой. Вместе эти три программы дают серьезную экономию для наших клиентов.

Для разных потребителей мы предлагаем разные комбинации, в зависимости от типов перевозок. Для строителей, например, наши строительные шины плюс программа «Гарантия» дают очень серьезную экономию на шинах, которые преждевременно выходят из строя.

Для перевозчиков и логистических компаний у нас есть линейка топливно-экономичных шин, которые в цене незначительно отличаются от региональной, обычной линейки шин, но позволяют сэкономить топливо. Плюс можно получить бесплатный шиномонтаж. Для любого перевозчика бесплатный шиномонтаж и скидка за повторную покупку могут сэкономить порядка 5% их бюджета на закупку и обслуживание шин.

Кроме того, в этом году мы запустили лизинг грузовых шин. Мы первая компания в среднем ценовом сегменте, которая предоставляет нашим клиентам возможность купить шины в лизинг. Оформить лизинг очень просто в любом городе, где есть наши официальные дилеры. Условия достаточно выгодные, и учитывая, что сейчас еще и идет рост банковских ставок, надо поскорее использовать эту возможность. В этом году был такой рост стоимости на продукцию, что если кто-то взял шины в лизинг до повышения цен, то получается, что он сэкономил даже с учетом стоимости лизингового продукта.

Это очень интересно. Я хотел бы напомнить, что 25 ноября, то есть уже меньше чем через неделю, мы вместе с вами будем проводить онлайн-конференцию Cordiant «Инструменты повышения эффективности автопарков в новых реалиях», и там среди других выступлений предусмотрено и выступление представителя банка, который расскажет более подробно о лизинге шин.

Приглашаем всех посетителей сайта «Грузовики и дороги», всех перевозчиков на эту конференцию, которая даст возможность прямо на рабочем месте на несколько часов подключиться к интересному и полезному мероприятию, обменяться с коллегами мнениями и информацией о том, как эффективнее справляться с нынешней экономической ситуацией.

Спасибо. До встречи онлайн 25 ноября!

РЕКАЛАМА