Исследование, проведенное во Франции, показывает, что использование биогаза при работе грузовых автомобилей различной грузоподъемности оказывает наиболее благоприятное влияние на климат по сравнению с другими видами топлива, включая электроэнергию.

Специальное исследование

Данное исследование было проведено по заказу Французской газовой ассоциации (AFG) и Французской ассоциации природного газа для транспортных средств (AFGNV). Полученные результаты были опубликованы 20 сентября, сообщает портал Actu-Transport-Logistique.

Так, например, грузовики, работающие на биогазе, имеют лучшие экологические показатели, чем автомобили на электротяге. Это является одним из результатов исследования Французского НИИ нефти (IFPEN), в ходе которого был изучен полный жизненный цикл (производство, заправка, эксплуатация) грузовых автомобилей, работающих на природном газе (CNG) и биогазе (bio-CNG).

В 2019 году работающий на биогазе 12-тонный грузовик имеет выбросы СО2 на 35% меньше, чем аналогичный электрогрузовик (фото: SEM Ligier)

Производство аккумуляторных батарей для электромобилей значительно снижает их экологический баланс, так как при их производстве используются добываемые металлы. «Использование батарей также увеличивает зависимость от Китая, который превалирует на рынке аккумуляторов и редкоземельных металлов», — отмечает руководитель AFGNV Жиль Дюран.

В ходе исследования было установлено, что использование биогаза обеспечивает практически нейтральный углеродный баланс. Выброс СО2 в выхлопных газах в таких случаях эквивалентен количеству СО2, потребляемому метанизированными установками в процессе производства биогаза из растительных материалов, которые, в свою очередь, использовали СО2 для своего роста. Таким образом, биогаз считается абсолютно сбалансированным биологическим топливом.

Больше выгоды от использования биогаза

Эксперты IFPEN отмечают, что для электрических грузовых машин разрешенной массой менее 3,5 т значительный объем батареи (80 кВт⋅ч в 2019-м и 100 кВт⋅ч к 2030 году) имеет следствием значительные выбросы.

Как показывает практика, в 2019 году выбросы СО2 от работающего на биогазе малотоннажного грузовика на 52% меньше, чем от аналогичного электрогрузовика (174 г СО2/ ткм против 366 г/ ткм электрофургона). Грузовики, работающие на дизельном топливе и природном газе, имеют еще более высокие показатели выбросов СО2. Ожидается, что подобная ситуация не изменится и к 2030 году.

Что касается большегрузного транспорта, то в 2019 году работающий на биогазе 12-тонный грузовик имеет выбросы СО2 на 35% меньше, чем аналогичный электрогрузовик. Этот показатель оказался еще лучше по сравнению с автомобилями на дизельном топливе и природном газе. Ожидается, что подобная ситуация не изменится и к 2030 году.

Расширить понятие вредных выбросов

«Наилучшие показатели по выбросам парниковых газов в атмосферу имеют работающие на биогазе малотоннажные и 12-тонные грузовые автомобили», — заключает представитель IFPEN и соавтор исследования Сиприен Тернель.

Представители французской газовой промышленности настаивают на изменении французского законодательства относительно показателей вредных выбросов. По их мнению, необходимо учитывать результаты полного жизненного цикла транспортного средства, а сейчас оцениваются только выбросы на выходе из выхлопной трубы автомобиля.

В Евросоюзе в 2019 году было принято постановление по данному вопросу, которое предусматривает, что в 2025 году метод оценки может быть пересмотрен: показатели выбросов СО2 будут определяться по результатам полного жизненного цикла транспортного средства. Ассоциации AFG и AFGNV поддерживают это и настаивают на расширении понятия вредных выбросов.

Топливная смесь из природного газа и биогаза

В настоящее время производственные мощности во Франции позволяют обеспечить заправку биогазом от 100 тыс. до 150 тыс. грузовых автомобилей. Как заявляет Жиль Дюран, этого явно недостаточно для масштабного использования биогаза в качестве топлива.

«В 2018 году только 12% заправленного в грузовики газа имело сертификат возобновляемого биотоплива. По нашим оценкам, этот показатель составит 17–20% в 2019 году, а в 2030 году вполне достижимыми могут быть 40%», — отмечает он.

В ожидании такого результата в проведенном исследовании рекомендуется в период до 2030 года шире использовать для заправки грузовиков смесь обычного сжатого природного газа и биогаза (в соотношении 60 к 40%). Такой газовой смесью можно будет заправлять значительно большее количество грузовых автомобилей. И воздействие на климат в таком случае будет эквивалентно влиянию электрогрузовиков.

Перевод с французского: Виктор Холопов

РЕКАЛАМА