Выступая с ежегодным докладом о состоянии дел в Европейском союзе 16 сентября, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен коснулась вопроса о новой европейской стратегии по климату. К лету следующего года энергетическая и климатическая политика ЕС и все соответствующие законодательные акты будут пересмотрены, сообщило французское издание ACTU-Transport Logistique. В качестве целевого показателя ставится сокращение выбросов парниковых газов к 2030 году на 55% по сравнению с 1990 годом. Ранее эти выбросы планировалось сократить на 40%.
Более широкое использование альтернативных источников энергии, реформирование энергетического налогообложения, ужесточение норм по выбросам — таковы ключевые задачи новой энергетической политики Евросоюза. До сих пор официальной целью ЕС было снижение выбросов парниковых газов (GES-Gaz a Effet de Serre). Однако, по мнению Урсулы фон дер Ляйен, намеченные на сегодняшний день планы не способствуют продвижению Европы на пути к конечной цели — достижению нулевого баланса углеродных выбросов в атмосферу к 2050 году.
Она также высказала ряд претензий к существующей системе потребления природных ресурсов, энергии и воды. Чтобы придать ускорение в достижении поставленной цели, председатель Еврокомиссии предложила создать соответствующую законодательную базу и определить инструменты финансирования. Для этого из плана стимулирования европейской экономики в 750 млрд. евро 37% средств будет выделено непосредственно «Зеленому пакту для Европы» (European Green Deal).
Этот пакт был принят Европейской комиссией 11 декабря 2019 года. Он представляет собой план достижения нулевого суммарного выброса парниковых газов и нулевого суммарного загрязнения окружающей среды путем перехода от использования природных ископаемых к возобновляемым источникам энергии в странах-членах Европейского союза к 2050 году.
Финансовый инструмент Next Generation EU
Летом 2020 года Совет Европы одобрил беспрецедентный бюджетный проект «Следующее поколение ЕС» (Next Generation EU) для стимулирования проекта восстановления европейской экономики. Этот проект стремится мобилизовать 500 млрд евро в виде грантов и 250 млрд евро в виде займов государствам-членам.
В рамах проекта предусмотрено инвестирование в наиболее значимые европейские проекты: внедрение водородных источников энергии, обновление инфраструктуры и создание миллиона электрических заправочных колонок.
Урсула фон дер Ляйен выразила пожелание, «чтобы с помощью программы Next Generation EU были созданы европейские водородные долины, способные модернизировать промышленность, обеспечить экологически чистым топливом автотранспорт, вдохнуть новую жизнь в сельскохозяйственные регионы».
Для реализации этой новой программы Еврокомиссия 17 сентября представила законодательное предложение о внесении поправок в Регламент ЕС 2018/1999, известный как Европейский закон о климате. Теперь новая цель по снижению выбросов на 55% к 2030 году закреплена законодательно. Также предусматривается пересмотр Директивы 2014/94 Европарламента о развитии инфраструктуры для использования альтернативных видов топлива.
Для достижения нулевого баланса углеродных выбросов в атмосферу Еврокомиссия предусматривает также ужесточение норм выбросов СО2 для грузовых и легковых автомобилей. Урсула фон дер Ляйен заявила, что осознает отсутствие полного понимания экологической политики Евросоюза целым рядом его членов. Она намерена вернуться позже к механизму упорядочения выбросов СО2 на границах различных государств. Пока не совсем понятно, как поставленные Евросоюзом новые амбициозные цели по сокращению выбросов автотранспорта будут интерпретированы во французском законодательстве.
Перевод с французского: Виктор Холопов