Усилилась ли за последний год конкуренция на российском рынке новой грузовой техники? Почему снизилась доля рынка у марки DAF? Видит ли голландский производитель угрозу для своих продаж со стороны последних новинок рынка — тягачей КамАЗ и Ford?
На эти и другие вопросы в интервью ГиД попытался ответить генеральный директор российского офиса DAF — компании «ДАФ Тракс Рус» Ари Хендрикс.
DAF на Comtrans 2019
– Мистер Хендрикс, расскажите еще раз, что представил нам DAF на нынешней выставке Comtrans?
– Если вы помните, на предыдущем Comtrans 2017 мы презентовали в России свои новейшие грузовики экокласса «Евро-6» — CF и XF.
В нынешней экспозиции мы представили аналогичные модели, но специально доработанные для вашей страны. Они относятся к экоклассу «Евро-5» и менее чувствительны к качеству топлива. И в целом лучше адаптированы для условий эксплуатации в более суровых российских условиях.
Причем у нынешних, доработанных и усовершенствованных грузовиков уровень потребления топлива снижен на 3% по сравнению с моделями «Евро-6» двухгодичной давности и на 10% — относительно предыдущего поколения грузовиков DAF.
Наши совместные дорожные испытания с российскими клиентами демонстрировали на новом грузовике и большую экономичность, но это, конечно, все индивидуально. И даже эти 10% экономии топлива — тот минимум, который может получить клиент.
Также мы увеличили межсервисный интервал до 100 тыс. км, что является большим шагом на рынке России. Наконец, сегодня у нас есть две линейки моторов — это 11- и 13-литровые. Мощность первых составляет 430 л. с., вторых — 530 л. с. Клиент также может сделать здесь свой выбор.
В конце октября начнутся поставки обновленных грузовиков CF и XF в Россию, и каждый сможет проверить, на что они способны.
Работа в России
– Если обращаться к статистике, то мне кажется, что за последнее время динамика продаж у DAF в России немного ушла в минус…
– Изменилась экономическая ситуация в стране.
Соответственно, если клиент заказывает машину по цене 80 тыс. евро (а это около 6 млн руб.), то всегда, когда скачет курс валют, клиент вынужден менять финансовую модель бизнеса. Ему приходится подстраиваться под текущую ситуацию и колебания курса рубля. То есть все зависит от экономического состояния российского рынка.
Каждый раз в начале года мы не заказываем сразу большое количество техники для пополнения складских запасов. Мы смотрим на конъюнктуру рынка. И когда видим большой спрос со стороны клиентов — наш европейский завод запускается на полную мощность.
Каждый раз, когда скачет курс валют, клиент вынужден менять свою финансовую модель бизнеса.
Но в то же время, например, в прошедшем мае мы видели, что из-за больших каникул в стране у нас был провал по рынку. Позже, в июне, мы смогли нарастить продажи и даже наверстать отставание от графика по майским продажам.
В настоящее время из-за нестабильной экономической ситуации в России — когда экономический рост то ускоряется, то замедляется — мы в целом остаемся на стабильных позициях.
Однако наши клиенты, повторю, вынуждены каждый раз подстраиваться под экономику — в том числе иногда откладывая закупки новой техники. Поэтому мы, так же как и наши клиенты, как и вся экономика России, развиваемся теми же самыми темпами.
– Что сейчас важнее для вашей компании в таких нестабильных условиях — нарастить клиентскую базу или же сохранить лояльность старых клиентов?
– Новый клиент — это хорошо, но удержать старых тоже очень важно.
– И все-таки, на что сегодня в DAF делают упор в России: на продажи, на клиентское обслуживание, еще на что-то?
– Для нас важен сам клиент. Если клиент покупает грузовики, то он получает и сервис и запчасти. Мы ориентируемся на запросы клиента.
– Можете ли вы сказать, в чем именно DAF прибавил в России за последние несколько лет?
– Мы улучшили дилерскую сеть. У нас нет цели открывать ежегодно по 10 дилерских центров в России, но мы ориентированы на улучшение качества обслуживания тех партнеров, которых имеем.
Если сравнивать 2012 и 2018 годы, то наша сеть достигла просто огромного прогресса в своих показателях по качеству обслуживания клиентов. Если в 2012-м мы были — на основе независимого опроса клиентов — полностью неконкурентны, то есть отставали от всех, то к 2018 году у нас было улучшено клиентское обслуживание по всем без исключения пунктам.
У нас нет цели открывать ежегодно по 10 дилерских центров, мы направлены на улучшение качества обслуживания.
И сами клиенты — все дружно давали положительные отзывы. Мы сделали значительные шаги в плане обучения специалистов нашей дилерской сети, проведения тренингов по продажам. Также мы сейчас предлагаем клиентам финансовые услуги — тот же лизинг. То есть все это — огромная работа, которую мы провели внутри компании за последние годы.
– Что бы вы хотели сказать тем своим потенциальным клиентам, кто сомневается, стоит ли им сегодня делать выбор в пользу техники DAF?
– Текущие клиенты DAF уже хорошо знают наш нынешний модельный ряд, возможности этой техники. Также они прекрасно знают, во сколько им обходится эксплуатация автомобилей.
С каждой новой выпущенной на рынок моделью мы лишь улучшаем качество и надежность наших автомобилей, их комфорт для водителей и владельцев. Это, безусловно, хороший продукт, который стоит попробовать.
– Что у вас в планах относительно газомоторной техники в России?
– Россия уже начала делать большие шаги для того, чтобы продвигать газомоторные технологии, — тем более, что в вашей стране очень много газа.
Со своей стороны, DAF всегда идет в ногу со временем в своем развитии, но также наблюдает и за общемировыми тенденции в отрасли.
У нас сегодня уже есть электрические грузовики, и если компания увидит какую-то другую технологию, достойную нашего внимания, то, конечно же, это будет сделано. Но очень важно понимать, что забота об окружающей среде для нас стоит на первом месте.
В этом отношении, сугубо на мой взгляд, газовые двигатели не совсем рассчитаны на более отдаленное будущее — на перспективу даже 5–10 лет. Ведь требования по вредным выбросам в Европе становятся все жестче, поэтому у нас больше идет ориентир на направление развития электрической техники.
То есть нынешние газовые двигатели уже сегодня не совсем соответствуют тем жестким требованиям, которые выставляются для сбережения окружающей среды. Но в любом случае DAF внимательно следит за развитием технологий в отрасли.
– Какими итогами 2019 года вы будете удовлетворены?
– Конечно, я всегда буду всем недоволен. Но тем не менее сегодня в России у DAF есть все необходимые условия для того, чтобы достичь такого же роста продаж, как и в Европе. Наша цель по итогам года — это 2000–2500 регистраций новых машин на российском рынке.
Наша цель по итогам года — 2000–2500 регистраций новых машин на российском рынке.
Также будут открыты еще пять магазинов TRP (по продаже фирменных запчастей. — Прим. ГиД) — сейчас из-за этого мне приходится много передвигаться по стране. На данный момент их у нас насчитывается 16, до конца года откроется еще четыре. В следующем году также их будет открыто четыре.
– Почему упор делается именно на запчасти, почему это важно?
– Линейка центров TRP предлагает не только запчасти для наших грузовиков, но также и запчасти для ряда марок прицепной техники. Для клиента это очень удобно — иметь под рукой запчасти на его грузовик DAF, на его прицеп, рефрижератор, контейнеровоз, на что угодно.
Это очень удобно — получить полную услугу здесь и сейчас, находясь в центре дилера DAF.
Конкуренция в России
– Можно ли сказать, что именно в вашем сегменте тяжелых грузовиков в России за последние год-два конкуренция в целом усилилась?
– Конкуренция была всегда и, безусловно, остается сильной. Если не будет конкуренции, то это уже неинтересно. (Эти слова Ари Хендрикс произнес с улыбкой.)
– Что вы думаете по поводу представленных на Comtrans новых моделей Ford F—Max и КамАЗ-54091 с точки зрения их шансов забрать часть рынка у тягачей DAF?
– Время покажет. Если у Ford будет сильная дилерская сеть с хорошим качеством обслуживания, полным набором предоставляемых услуг и т. д., то вполне возможно. Но, повторю, время покажет.
Если не будет конкуренции, то это уже неинтересно.
Что касается «КамАЗа», то, в принципе, они идут правильным путем. У них уже есть широкая сеть в России, они смогли приблизиться к европейским стандартам работы… Поэтому у их новых моделей есть все шансы для успеха в России.
Взгляд в будущее
– Сегодня много говориться об автономном транспорте. Ваш прогноз: когда, по вашим ощущениям, начнется практическая, коммерческая эксплуатация такой техники?
– Для реализации данного проекта требуется полностью перестраивать инфраструктуру. На мой взгляд, в обозримом будущем полностью заменить водителей будет практически невозможно.
Однако к подобному сценарию тоже надо быть готовым. И вполне возможно, в более отдаленном будущем, когда-нибудь твоя жена скажет автомобилю: «Поехали к Максиму!»
Беседовал Максим Алексеев