К работе по развертыванию и эксплуатации на сети федеральных дорог комплексов автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК) государство может привлечь частные компании. По мнению властей, участие в управлении пунктами ВГК может быть интересно частным инвесторам и сэкономит бюджетные средства.

То, что подобный сценарий рассматривается и обсуждается, признали в Росавтодоре. По словам представителей ведомства, проект по привлечению частных инвесторов в эту сферу «находится в стадии проработки, в том числе в рамках обсуждения с бизнес-сообществом».

В настоящее время на сети федеральных дорог функционирует 51 контрольный пункт АСВГК из 387 запланированных (фото: ПАО «Ростелеком»)

В то же время конкретные механизмы возмещения затрат частных инвесторов на данный момент не определены. По мнению руководства Росавтодора, такой проект вполне может быть реализован на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) — путем заключения концессионного соглашения.

«Механизмы ГЧП позволяют обеспечить совмещение в одном соглашении всех стадий проекта, а также всех составляющих объекта соглашения. Частный партнер, исходя из практики, принимает на себя все допобязательств и риски, в первую очередь связанные с надлежащим обслуживанием объектов. Объекты АСВГК уже с момента их создания будут находиться в государственной собственности», — приводят словапредставителя Росавтодора «Известия».

То, что подобная схема сотрудничества с государством в области внедрения и эксплуатации комплексов АСВГК может быть интересна частным инвесторам, подтвердили в компании РТИТС — операторе системы «Платон».

«На данный момент мы только рассматриваем возможность подачи заявки на частную концессионную инициативу по созданию федеральной АСВГК. Она должна соответствовать приказу Минтранса России об АСВГК и паспорту проекта, который сейчас формируется на основании предложений самих грузоперевозчиков и отраслевых ассоциаций. В связи с этим на данный момент говорить о параметрах проекта преждевременно», — прокомментировал представитель компании.

В свою очередь член МОЭС Андрей Ионин считает, что возлагать столь дорогостоящий проект на плечи одного лишь государства не совсем правильно — первостепенной задачей властей является строительство автодорог. «Создание такой сложной технической системы, которую нужно постоянно поддерживать, лучше отдать частному сектору», — сказал он.

При этом оператор такой системы, по мнению эксперта, должен быть одним-единственным, для того чтобы во всех регионах действовали четкие единообразные привила и все недоразумения можно было решать в одном окне. «Так как действуют большие штрафы, неправильно, если доход оператора будет зависеть от их числа, — у него появится заинтересованность. Целесообразно установить ежегодное вознаграждение оператора», — подчеркнул Андрей Ионин.

Напомним, что работа по развертыванию в России единой государственной АСВГК ведется с 2016 года. Планируется, что до конца 2020 года на автодорогах федерального значения должны появиться и заработать 387 контрольных пунктов. Все они будут оснащены автоматическими средствами фото- и видеосъемки, что позволит определять габариты автомобилей и взвешивать их прямо на дорогах, без снижения скорости движения транспорта.

В настоящее время в 16 субъектах РФ на федеральных трассах функционирует 51 контрольный пункт.

РЕКАЛАМА