Общее число пунктов автоматизированного весогабаритного контроля (ВГК) на сетях автодорог федерального и регионального значения в России превысит 1000. Это на четверть больше, чем предполагалось ранее.

Соответствующую информацию озвучили участники прошедшего на днях в формате видеоконференции совместного заседания общественных советов при Росавтодоре и Ространснадзоре.

Так, в Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) напомнили, что согласно предыдущим планам на федеральных трассах планировалось установить 387 пунктов ВГК (к 2027 году), а на сети дорог регионального значения в 75 субъектах РФ – 366 (к концу 2024 года).

Однако, по словам генерального директора РАДОР Игоря Старыгина, эти планы пересмотрены в сторону увеличения. В своем докладе он сообщил, что по результатам последних консультаций с регионами местные власти согласились увеличить сеть пунктов автоматизированного ВГК до 597. В результате общее число субъектов РФ, охваченных системой, вырастет до 81. На сегодняшний день, по данным РАДОР, в 52 регионах уже установлено 270 АПВГК.

Касательно федеральных трасс руководитель отметил, что общее число пунктов автоматизированной системы ВГК (АСВГК) на сети дорог данной категории к 2030 году достигнет 417. Данные изменения предусмотрены реализацией федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (в составе нацпроекта БКАД).

«При этом следует помнить, что только лишь автоматическими пунктами ВГК невозможно перекрыть разветвленную региональную сеть, так как всегда остаются варианты объезда по альтернативным маршрутам. В связи с этим необходимо расширять сеть не только автоматических, но также стационарных и передвижных пунктов ВГК», — заявил в ходе своего выступления Игорь Старыгин.

В свою очередь заместитель руководителя Росавтодора Андрей Самарьянов в своем докладе указал на то, что именно перегруженные ТС представляют особую угрозу сохранности автодорог и мостовых сооружений. Ссылаясь на данные своего ведомства, он сообщил, что примерно каждый шестой большегруз передвигается по федеральным трассам со значительным перевесом (в среднем на 41 %).

«Доля нарушений по весовым параметрам для отдельной категории транспортных средств (например, пятиосный автопоезд) достигает 25%. Эта же категория и наиболее массовая — порядка 70% от общего числа всех нарушителей», — подчеркнул докладчик.

Стоит напомнить, что те же РАДОР и ФКУ «Росдормониторинг» ранее оценивали размер ежегодного ущерба, наносимого дорогам общего пользования перегруженными ТС, в 2,6 трлн руб.

АСВГК

(фото: Росавтодор)

Таким образом, констатировали участники совещания, борьба с перевесами ТС на автодорогах федерального и регионального значения будет значительно ужесточена.

Между тем стало известно о полной передаче функций администратора штрафов за нарушения норм весогабаритного контроля от МВД (в лице ГАИ/ГИБДД) Ространснадзору. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму правительством страны 31 января. Документ предусматривает передачу с 1 января 2023 года Ространснадзору полномочий в части рассмотрения дел об административных правонарушениях правил движения тяжеловесных и/или крупногабаритных ТС, выявленных в автоматическом режиме.

Принявший участие в совещании глава Ространснадзора Виктор Басаргин выразил уверенность, что грамотно организованная работа автоматических, стационарных и передвижных пунктов ВГК «даст положительный эффект» и позволит уменьшить количество случаев несанкционированного движения тяжеловесных и крупногабаритных ТС по дорогам России.

Согласно официальной статистике состояние дорог по-прежнему оставляет желать лучшего. Так, по данным Росавтодора, по итогам 2021 года необходимому нормативному состоянию соответствуют только 85,0% автодорог федерального значения (при их общей протяженности 59,7 тыс. км). На сети трасс регионального значения ситуация обстоит еще хуже: лишь 46,0% из них отвечают нормативам. Предполагается, что реализация проекта БКАД поможет довести этот показатель до отметки 50,9% к концу 2024 года.

Общая протяженность сети автодорог регионального и межмуниципального значения в России составляет свыше 500 тыс. км.

РЕКАЛАМА