логистика
TT Talk: как избежать кражи груза
Страховщики выяснили, в какой момент перевозки груз наиболее уязвим для мошенников
Кражи груза являются одной из основных причин убытков в цепи поставок. Для страховой компании ТТ Club доля претензий, связанных с ними, за последние 10 лет составляет около 10% от всех заявленных как по количеству, так и по их стоимости.
Для любого участника сектора международной логистики очевидно, что инциденты, связанные с кражей груза, продолжают оставаться одним из главных разрушителей цепи поставок. Эти происшествия не только приводят к финансовым убыткам, но и наносят серьезный ущерб репутации бренда и способности управлять товарными запасами розничных клиентов
Опыт ТТ Club
Хотя и существуют очевидные «горячие точки», кражи являются глобальным явлением, с которым можно столкнуться в любой части мира. Примечательно, что география «горячих точек» не ограничивается регионами, страдающими от экономической рецессии. Богатые регионы, куда направляются потребительские товары с высокой добавленной стоимостью, также подвержены кражам.
Количество жалоб о кражах по дням недели (Источник: TT Club.)
Анализ данных, имеющихся у ТТ Club, позволил также определить, что существует очевидная система распределения краж по дням недели и месяцам. Неудивительно, что наиболее часто кражи случаются между понедельником и пятницей, причем четверг оказывается наиболее «опасным» днем недели. Естественно, реальные показатели могут меняться в зависимости от региона и времени года. Кроме того, на частоту краж оказывают влияние такие факторы, как подъемы и падения объемов перевозок, включая заходы судов в определенные порты. С точки зрения среднего размера убытков интересно отметить, что по воскресеньям отмечается более «грузоориентированный» подход, а по пятницам происходят кражи наиболее дорогих товаров.

Аналогичным образом, рассматривая данные о кражах по месяцам, выявлены следующие тенденции: число извещений о кражах в I и II кварталах остается вполне стабильным, с максимумом в марте, но количество происшествий растет в течение III и IV кварталов, с пиком в октябре. Хотя опять-таки есть региональные вариации; в целом на статистику существенно влияют пиковые перевозки, связанные с новогодними праздниками. Средние оценки по стоимости также отражают характер потребительских товаров, обычно ассоциирующихся с праздниками.

На статистику существенно влияют пиковые перевозки, связанные с новогодними праздниками.
Количество жалоб на кражи по месяцам (источник: TT Club)
Дальнейший анализ направлен на определение наиболее привлекательных товаров. Опыт ТТ Club подтверждает более широкий анализ по всей отрасли, где электроника, продукты питания и напитки, а также одежда составляют 40% происшествий, связанных с кражей груза. Как указано ниже, всего 9 товарных групп составляют 60% краж:

  • Электроника — 17,00%
  • Продукты питания и напитки — 14,81%
  • Одежда — 10,13%
  • Металлы — 5,59%
  • Оборудование и средства передвижения — 5,26%
  • Косметика — 4,18%
  • Химикаты/масла — 1,59%
  • Минералы — 1,17%
  • Медицинские/фармацевтические товары — 0,99%
Риск «бутылочного горлышка»
Исследования показывают, что повышенное количество краж происходит на ключевых товарных маршрутах из основных импортных портов и терминалов. Вероятно, не существует возможности избежать того, что непропорционально большая доля грузов перевозится по ограниченному количеству маршрутов из портов во внутренние районы. Дорожная инфраструктура, развивающаяся для обеспечения этого потока грузов до основных городов и сети магистралей, часто превращается в «бутылочное горлышко», зачастую с недостаточным количеством безопасных парковок. Для преступных сообществ это представляет очевидную кормовую площадку. Хотя железная дорога и речные перевозки менее подвержены кражам, они не исключение.

Не стоит недооценивать изобретательность сообществ, вовлеченных в кражи груза. В июльском отчете голландских властей отмечался арест группы граждан Румынии, подозревавшихся в том, что они крали груз из движущихся грузовиков, выравнивая с ними скорость своих машин и помещая их в слепую зону, получая доступ к грузу через заднюю дверь фуры; причем грузовик продолжал движение.
Задержание и возврат груза
Вне зависимости от географического расположения или методов кражи последующий возврат украденного груза остается большой проблемой, в особенности в регионах, где приоритеты использования ресурсов соответствующих органов власти лежат вне областей, связанных с кражами грузов.

При рассмотрении объемов украденного груза и транспортных операторов, и страховщиков одинаково мучает один вопрос: куда же на самом деле девается украденный груз? Существует много историй о «черном интернете», социальных сетях и аукционных сайтах, через которые отмываются грузы. Часто такие грузы реэкспортируются и направляются на различные региональные рынки более мелкими партиями, для того чтобы снизить их подозрительность и избежать обнаружения. Какой бы метод не был выбран, очевидно, что криминальные сообщества являются знатоками в области перемещения украденных грузов по цепи поставок и делают это так же эффективно, как профессиональные логисты, занимающиеся легальными перевозками.
Криминальные сообщества являются знатоками в области перемещения украденных грузов по цепи поставок.
Охранные устройства, предназначенные для предотвращения краж, постоянно совершенствуются, технологии быстро развиваются и каждый новый продукт служит тому, чтобы прикрыть очередную дыру в системе безопасности цепи поставок. Хотя такие устройства служат очевидным сдерживающим фактором для потенциального преступника, их эффективность определяется только решимостью вора. Считается, что если вор достаточно мотивирован, груз будет украден в любом случае. Устройство добросовестно зафиксирует точное время, дату и место преступления, но груз, тем не менее, будет украден и не возвращен.

Есть, однако, все увеличивающееся количество поставщиков, разрабатывающих скрытые следящие устройства достаточно малые, чтобы поместиться в коробку или в сам груз. Там, где они не обнаруживаются ворами, эти устройства могут дать органам власти бесценную информацию о местах временного хранения грузов, показать типичные маршруты их доставки на рынок, что необходимо для быстрого и полного обнаружения грузов и задержания преступников.

Надеемся, что вы нашли вышеизложенное интересным. Если вам нужна дополнительная информация или у вас есть собственные комментарии, пожалуйста, напишите нам либо перешлите эту статью тем из своих коллег, которые могут заинтересоваться ей.
Автор: Michael Yarwood, старший специалист по предотвращению убытков, TT Club
11 октября 2017 года