Ежегодные продажи новых грузовых автомобилей в России к 2025 году должны вырасти до объема 110,56 тыс. единиц, что на 41,3% больше показателя 2017 года.

Такие данные содержатся в Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года (базовый сценарий), утвержденной правительством страны 28 апреля и опубликованной 4 мая.

Авторы Стратегии видят светлым будущее российских производителей грузовой техники (фото: «КамАЗ»)

В соответствии с документом в прошедшем, 2017 году в России было реализовано 78,25 тыс. грузовых автомобилей. Это несколько меньше, чем по данным независимых аналитиков. По итогам текущего, 2018 года объем продаж ожидается на уровне 80,4 тыс. единиц техники (+2,8% к 2017 году).

В то же время производство грузовиков в России к 2025 году должно вырасти до 110,9 тыс. единиц в год (или на 31,4% относительно 2017 года). На 2018 год авторы Стратегии прогнозируют объем в 74,62 тыс. произведенных автомобилей.

Примечательно также, что за предстоящие восемь лет, в рамках планового периода в России предполагается фактически выровнять объемы импорта и экспорта грузовиков. Так, если в 2017 году в нашу страну было ввезено 13,9 тыс. автомобилей, то к 2025 году этот показатель должен вырасти лишь на 11,1%, до 15,46 тыс. ед. В то время как в обратном направлении, на экспорт, в прошлом году было вывезено лишь 6,4 тыс. единиц техники, а через семь лет этот показатель планируется довести до 14,16 тыс. (+121%).

В целом, следует из документа, степень импортозависимости в сегменте производства грузовых автомобилей сегодня составляет более 25%. В качестве мер по увеличению производства и росту экспорта грузового транспорта авторы Стратегии предлагают, в частности, улучшение инвестиционного климата для автопроизводителей, повышение локализации сборки, а также наращивание производства автокомпонентов в стране.

Наряду с восстановлением объема продаж российских производителей, считают разработчики документа, будет постепенно расти объем импорта, который может быть ограничен из-за сохранения и повышения экономических и регуляторных барьеров для импорта. Это должно сохранить привлекательность производства грузовых автомобилей в РФ и понизить долю импорта в потреблении к 2025 году до 14,3% по сравнению с уровнем 2017 года (16,9%).

«Текущих объемов экспорта грузовых автомобилей недостаточно для обеспечения необходимого эффекта масштаба, а также для защиты отрасли от будущих негативных внешних воздействий. Таким образом, приоритетным направлением Стратегии, как и в других сегментах, должна стать реализация стратегии экспорта. Доля экспорта в общем объеме производства грузовых автомобилей составит не менее 11% к 2020 году и 14,6% к 2025 году», — отмечают в своем комментарии авторы Стратегии.

В целом принятая Стратегия развития автомобильной промышленности России определяет основные направления госполитики в сфере развития отечественного автопрома на период до 2025 года. Она должна стать основой для разработки дальнейших соответствующих госпрограмм (подпрограмм) РФ и субъектов Федерации. Реализация предусмотренных Стратегией мер позволит обеспечить обновление российского парка автотранспортных средств всех типов.

Прогноз ключевых показателей по рынку новых грузовых автомобилей в России, 2018–2025 годы

Показатель 2016 г. (справочно) 2017 г. 2018 г. (прогноз) 2025 г. (прогноз)
Продажи, тыс. ед. 65,6 78,25 80,4 110,56
Импорт, тыс. ед. 10,8 13,9 13,05 15,46
Экспорт, тыс. ед. 6,4 6,39 7,16* / 7,26** 14,16* / 16,16**
Производство, тыс. ед. 61,12 71 74,62 110,88

* По данным Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года. 
** По данным Росстата и Минэкономразвития России.

РЕКАЛАМА