Ежегодные продажи новых грузовых автомобилей в России к 2025 году должны вырасти до объема 110,56 тыс. единиц, что на 41,3% больше показателя 2017 года.
Такие данные содержатся в Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года (базовый сценарий), утвержденной правительством страны 28 апреля и опубликованной 4 мая.
В соответствии с документом в прошедшем, 2017 году в России было реализовано 78,25 тыс. грузовых автомобилей. Это несколько меньше, чем по данным независимых аналитиков. По итогам текущего, 2018 года объем продаж ожидается на уровне 80,4 тыс. единиц техники (+2,8% к 2017 году).
В то же время производство грузовиков в России к 2025 году должно вырасти до 110,9 тыс. единиц в год (или на 31,4% относительно 2017 года). На 2018 год авторы Стратегии прогнозируют объем в 74,62 тыс. произведенных автомобилей.
Примечательно также, что за предстоящие восемь лет, в рамках планового периода в России предполагается фактически выровнять объемы импорта и экспорта грузовиков. Так, если в 2017 году в нашу страну было ввезено 13,9 тыс. автомобилей, то к 2025 году этот показатель должен вырасти лишь на 11,1%, до 15,46 тыс. ед. В то время как в обратном направлении, на экспорт, в прошлом году было вывезено лишь 6,4 тыс. единиц техники, а через семь лет этот показатель планируется довести до 14,16 тыс. (+121%).
В целом, следует из документа, степень импортозависимости в сегменте производства грузовых автомобилей сегодня составляет более 25%. В качестве мер по увеличению производства и росту экспорта грузового транспорта авторы Стратегии предлагают, в частности, улучшение инвестиционного климата для автопроизводителей, повышение локализации сборки, а также наращивание производства автокомпонентов в стране.
Наряду с восстановлением объема продаж российских производителей, считают разработчики документа, будет постепенно расти объем импорта, который может быть ограничен из-за сохранения и повышения экономических и регуляторных барьеров для импорта. Это должно сохранить привлекательность производства грузовых автомобилей в РФ и понизить долю импорта в потреблении к 2025 году до 14,3% по сравнению с уровнем 2017 года (16,9%).
«Текущих объемов экспорта грузовых автомобилей недостаточно для обеспечения необходимого эффекта масштаба, а также для защиты отрасли от будущих негативных внешних воздействий. Таким образом, приоритетным направлением Стратегии, как и в других сегментах, должна стать реализация стратегии экспорта. Доля экспорта в общем объеме производства грузовых автомобилей составит не менее 11% к 2020 году и 14,6% к 2025 году», — отмечают в своем комментарии авторы Стратегии.
В целом принятая Стратегия развития автомобильной промышленности России определяет основные направления госполитики в сфере развития отечественного автопрома на период до 2025 года. Она должна стать основой для разработки дальнейших соответствующих госпрограмм (подпрограмм) РФ и субъектов Федерации. Реализация предусмотренных Стратегией мер позволит обеспечить обновление российского парка автотранспортных средств всех типов.
Прогноз ключевых показателей по рынку новых грузовых автомобилей в России, 2018–2025 годы
Показатель | 2016 г. (справочно) | 2017 г. | 2018 г. (прогноз) | 2025 г. (прогноз) |
---|---|---|---|---|
Продажи, тыс. ед. | 65,6 | 78,25 | 80,4 | 110,56 |
Импорт, тыс. ед. | 10,8 | 13,9 | 13,05 | 15,46 |
Экспорт, тыс. ед. | 6,4 | 6,39 | 7,16* / 7,26** | 14,16* / 16,16** |
Производство, тыс. ед. | 61,12 | 71 | 74,62 | 110,88 |
* По данным Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года.
** По данным Росстата и Минэкономразвития России.