В России появится единый реестр автомобильных грузоперевозчиков, заявил генеральный директор компании «Инфомост консалтинг» и председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак во время своего выступления на прошедшем 12 апреля в Москве круглом столе по теме «Дальнобойщики в поиске компромисса: отраслевые проблемы и варианты решения».

По словам Бориса Рыбака, сегодня в отрасли грузоперевозок назрела необходимость максимально четко установить состав и структуру участников рынка. За последние 25 лет сформировался огромный по объемам, но существенно перекошенный и крайне сложный по своей структуре рынок. По самым грубым прикидкам в России насчитывается около миллиона реально действующих тяжелых транспортных средств, в том числе грузовиков.

«Минтранс плохо понимает, сколько в стране перевозчиков и какие они по своему составу: маленькие, средние или большие, специализированные или универсальные и так далее. К сожалению, не до конца понимают картину и сами участники рынка — тем более что мы имеем дело с огромными масштабами нашей страны. В связи с чем в самое ближайшее время мы — в рамках МОЭС — начнем делать реестр грузовых автомобильных перевозчиков. Просто всех перепишем и посмотрим, кто как работает, у кого что есть и какая специализация», — заявил Рыбак.

В беседе с обозревателем ГиД он признался, что создание реестра — его собственная инициатива. Единый реестр грузовых автомобильных перевозчиков позволит государству, регуляторам, экспертному сообществу и самим участникам сферы перевозок лучше понять структуру рынка, а также поможет в регулировании данной сферы.

Планируется, что в реестре будет собрана и отображена информация о названиях компаний, парке их автомобилей, наличии спецтехники, числе сотрудников и — в добровольном порядке — о финансовых показателях. Это будет что-то вроде общего открытого справочника для всех заинтересованных сторон: заказчиков, исполнителей и регуляторов.

Большая работа
По словам Рыбака, работа по созданию реестра уже начата — с этой целью в рамках МОЭС создана отдельная рабочая группа.
«Привести в порядок рынок, не понимая, кто является его игроками, — крайне сложно. Поэтому надо начинать переписывать по секторам, по сегментам эти транспортные компании и более подробно их описывать», — констатирует эксперт.

Работа здесь предстоит достаточно большая, и на первом этапе она займет до полугода — для того чтобы получить хоть какое-то начальное представление о рынке и «выработать общую методику». Саму работу по созданию реестра планируется осуществить силами научного сообщества — представителей профильных российских институтов, а также силами самих участников рынка, напрямую от самих компаний.

«Здесь нужна помощь рынка, и здесь нужны региональные ассоциации». При этом единый реестр перевозчиков будет регулярно обновляться — как минимум раз в полгода. «То есть это должна быть абсолютно живая вещь», — поделился мыслями Борис Рыбак.

В интересах рынка
Сам рынок должен быть сильно заинтересован в появлении такого реестра, убежден председатель МОЭС. По той причине, что отрасль сегодня крайне заинтересована в саморегулировании. В частности, в дальнейшем единый реестр можно будет использовать при ведении системы допуска на рынок новых участников.

«Неважно, в каком виде она будет работать, — будет это выдача непосредственно допусков или лицензий. В любом случае это нужно для того, чтобы все желающие войти на рынок соответствовали определенным стандартам: техническим, по персоналу, по страховке и так далее. Грузоотправитель сможет спокойно выбрать себя перевозчика — например, если у него какой-то необычный груз. А реестр позволит сориентироваться, найти подходящего, достойного подрядчика, который сможет помочь», — прокомментировал Рыбак.

Контроль «Платона»
Одновременно в ходе круглого стола Борис Рыбак поделился предложением по улучшению общественного контроля за расходованием средств, собранных через систему «Платон». По его словам, роль публичной площадки для мониторинга мог бы взять на себя отраслевой деловой портал «Грузовики и дороги» (ГиД).
По словам Бориса Рыбака, портал «Грузовики и дороги» должен стать площадкой общественного контроля за расходованием средств, собранных через систему «Платон» (фото: АТО Ивентс)

По словам Бориса Рыбака, портал «Грузовики и дороги» должен стать площадкой общественного контроля за расходованием средств, собранных через систему «Платон» (фото: АТО Ивентс)

«В отрасли возникает много разговоров — в том числе среди протестующих перевозчиков — о том, что непонятно, куда идут деньги «Платона». Лично мне это странно слышать, потому что Росавтодор не скрывает этих сведений — и, на мой взгляд, делает здесь все правильно. Однако мы предложили использовать недавно созданный портал «Грузовики и дороги» для подробной публикации такой информации», — пояснил эксперт.

По словам председателя МОЭС, ГиД вполне способен публиковать — «буквально по копейке и по конкретным участкам дорог» — информацию о том, куда именно идут эти деньги. «Я думаю, Росавтодор здесь нас поддержит и предоставит нам эту информацию. Она будет доступна для всех желающих», — отметил он.

Как пояснил Борис Рыбак, в настоящий момент диалог по этому вопросу ведется с Минтрансом. Получение ответа ожидается в течение апреля.

Текст: Максим Алексеев
Заглавное фото: Федор Борисов / Transport-Photo.com
РЕКАЛАМА