Компания «Газпром» создаст в России газомоторные транспортные коридоры. С этой целью на федеральных трассах в европейской части страны будет создана обширная сеть газовых заправок нового вида. В их число войдут автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и криогенные автозаправочные станции (КриоАЗС).

Как пояснили редакции ГиД в госкомпании «Автодор», первые из них осуществляют заправку компримированным природным газом, а вторые — как сжиженным, так и компримированным природным газом. Причем КриоАЗС предназначены в первую очередь для заправки СПГ большегрузного автотранспорта.

КриоАЗС Газпром

Первая из КриоАЗС появится уже в предстоящем, 2019 году на новой скоростной платной магистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург (фото: «Газпром — газомоторное топливо»)

Фактически старт проекту был дан в октябре прошлого года, когда компании «Автодор» и «Газпром» подписали план мероприятий (дорожную карту) по развитию газозаправочной инфраструктуры на федеральных дорогах, входящих в зону ответственности автодорожной госкомпании.

В соответствии с дорожной картой «Газпром» планирует построить новые АГНКС и КриоАЗС на автотрассах с большими грузо- и пассажирскими потоками и вблизи крупных транспортных узлов. В рамках сотрудничества «Автодор» будет предоставлять газовому гиганту земельные участки для газозаправочных объектов.

Первая КриоАЗС появится уже в предстоящем, 2019 году на 423-м км новой скоростной платной магистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург. Именно здесь, на площадке многофункциональной зоны дорожного сервиса «Валдай», расположенной в районе г. Окуловки Новгородской области, в конце нынешнего сентября был дан символический старт строительству первой КриоАЗС. Всего на М-11 планируется до 2021 года построить шесть таких станций.

Как заявил в ходе прошедшей в Казани выставки «Дорога-2018» заместитель начальника управления развития бизнеса «Газпром — газомоторное топливо» Сергей Кондратенко, трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург и М-10 «Россия» станут первыми в России полностью оборудованными станциями заправки сжиженным природным газом (СПГ). В дальнейшем по приоритету следуют федеральные автодороги М-4 «Дон», М-1 «Беларусь», М-7 «Волга», а новая магистраль Москва — Нижний Новгород — Казань (в рамках транспортного коридора Европа — Западный Китай).

Изначально планировалось, что «Газпром» в лице дочерней компании «Газпром — газомоторное топливо» построит прядка 60 газозаправочных объектов нового вида. В более далекой перспективе газовый гигант намерен создать опорную сеть из 500 газозаправочных объектов (по данным «Бизнес Online», на сегодня в России действует сеть из более чем 330 газовых заправочных станций, из которых 280 принадлежат «Газпрому»).

Стоит отметить, что российские транспортные компании уже давно ждали от государства и крупнейших газовых компаний реальных шагов по развитию газозаправочной инфраструктуры. Об этом, частности, говорил нынешней весной глава Iveco в России Массимилиано Перри. По его словам, итальянский автопроизводитель полностью готов поставлять перевозчикам нашей страны новейшие модели тягачей Stralis NP, работающих на сжатом или сжиженном природном газе.

Особенно актуальным вопрос перевода грузового автопарка на газовое топливо становится в свете непрекращающегося роста цен на дизельное топливо. Напомним, что с начала 2019 года власти вновь планируют очередное повышение топливных акцизов, чего с опасением ожидают участники рынка грузовых перевозок.

В свете последних событий перевозчики все чаще обращают внимание на технику, работающую на газовом топливе. Так, например, еще в прошлом году о переводе своего малотоннажного автопарка на газобаллонное оборудование объявили в «ГрузовичкоФ». А уже весной этого года партию новых газомоторных тягачей Scania получила группа компаний «Грейн Холдинг».

Кроме того, о своих планах по приобретению газомоторной техники недавно объявили «Совавто — С. Петербург» и «Мостранс». В свою очередь компания X5 Retail Group в настоящее время проводит эксперимент по тестированию газомоторных грузовиков Iveco и Isuzu. По оценкам Максима Шапочки из X5, переход на эксплуатацию газомоторной техники, работающей на метане, теоретически может сократить топливные затраты на 5% в рамках одного рейса.

РЕКАЛАМА