Правительству России предстоит утвердить маршрут российского участка транспортного коридора Европа — Западный Китай (ЕЗК), который войдет в план магистральной инфраструктуры. Основной маршрут может быть изменен в случае отказа от ранее разработанного плана по строительству и реконструкции автодорог в рамках проекта ЕЗК стоимостью 1 трлн руб.

В таком случае роль важнейшей транспортной артерии может быть отдана аналогичному проекту — частной трассе «Меридиан», сообщают сегодня «Ведомости».

Причин, по которым может быть принято такое решение, несколько. Первая из них — финансовая. Согласно разработанному плану магистральной инфраструктуры полная стоимость строительства и реконструкции всех дорог проекта ЕЗК оценивается в 1 трлн руб., из которых 825 млрд руб. должны будут составить средства из федерального бюджета.

трасса Меридиан транспортный коридор Европа — Западный Китай

Правительству предстоит определить окончательный маршрут в рамках проекта российского участка транспортного коридора Европа — Западный Китай (фото: ГК «Автодор»)

Между тем аналогичный проект, дублирующий функции коридора ЕЗК, сегодня уже находится в начальной стадии реализации. Это строительство частной магистрали «Меридиан», стоимость которой оценивается в 594 млрд руб. (т. е. в два раза меньше), и, что важно, по словам инвесторов, проект не требует госфинансирования. В данный момент компанией-подрядчиком ведутся изыскания и проектирование на участке будущей дороги (проходит от пропускного пункта Сагарчин до пересечения с существующей трассой регионального значения А-300).

Несмотря на некоторые различия в намеченных маршрутах, согласно проектам это будут две фактически параллельные дороги в одном направлении — к пропускному пункту Сагарчин, расположенному в Акбулакском районе Оренбургской области, на границе с Казахстаном.

Однако, по данным экспертов, строить две дублирующие трассы нецелесообразно: они будут конкурировать и отнимать друг у друга грузовой трафик. Еще одно отличие «Меридиана» (помимо отсутствия бюджетного финансирования) — то, что он проходит по Югу России, вдали от крупных городов.

В поддержку «Меридиана» выступает Минфин, предлагающий отказаться от проекта основной трассы ЕЗК. На прошедшем 29 августа совещании у заместителя председателя правительства Максима Акимова большинство участников также поддержали предложение включить трассу «Меридиан» в план магистральной инфраструктуры. В то же время позицию против занимает Минтранс, по мнению которого частный проект невозможно включить в госпрограмму.

Окончательное решение по маршруту ЕЗК, по данным издания, должно быть принято на совещании правительства под руководством Дмитрия Медведева, дата которого пока точно не определена. Тем не менее утвержденный правительством маршрут транспортного коридора должен быть внесен в план магистральной инфраструктуры к 1 октября. В майском указе президента России стоит задача построить российскую часть транспортного коридора ЕЗК в срок до 2024 года.

Создание международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай, проходящего по территории России, предусмотрено также «Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года», федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России».

Общая протяженность транспортного коридора Европа — Западный Китай составит около 8,5 тыс. км, из которых 2,2–2,3 тыс. км пройдет по территории России (еще 3,4 тыс. км — по территории Китая, 2,8 тыс. км — Казахстана).

РЕКАЛАМА