В одной из недавних  публикаций  мы рассказывали о начале работы проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). В том материале речь  шла об общих его характеристиках в масштабах всей России. Поэтому сейчас мы решили рассказать о проекте уже на примере одного конкретно взятого региона — Мурманской области. Он не участвовал в предшествующем проекте БКД, отчего мурманских дорожников ждет серьезный вызов. О состоянии дел в дорожном хозяйстве  региона 51 и о значении его включения в национальный проект рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин.

Сколько дорог

По Мурманской области проходит 1179 автодорог общей протяженностью 3745 км.  Из которых:

  • федерального значения — 561 км,
  • регионального или межмуниципального значения — 2027 км,
  • местного значения — 1157 км.

Количество автодорог регионального или межмуниципального значения Мурманской области составляет 94 единицы. Нормативным требованиям соответствует 35,3% региональных автомобильных дорог, что составляет 715 км.

дороги Мурманской области

По Мурманской области проходит 1179 автодорог общей протяженностью 3745 км :: Росавтодор

Также регион имеет 145 мостов общей протяженностью 7915 погонных метров. Из них 141 мост капитального типа и четыре деревянных.

О деньгах

Имеющихся денежных средств на содержание вышеописанного хозяйства недостаточно. Поддержание дорожной сети осуществляется настолько, насколько хватает финансирования.

Как известно, дороги финансируются из средств региональных дорожных фондов.  Основными источниками их формирования являются доходы от уплаты акцизов и транспортного налога.

Размер дорожного фонда Мурманской области в 2018 год составил  2144 млн руб., в 2017 году — 2565 млн руб.

В 2018 году из средств дорожного  фонда на содержание региональных автодорог было направлено 931 млн руб., на их ремонт — 497 млн руб., на капитальный ремонт — 190 млн. Субсидии муниципалитетам составили 172 млн руб. В рамках данных средств по итогам прошлого года фактическая финансовая обеспеченность от определенных нормативов финансовых затрат составила: по ремонту — 9%, по капитальному ремонту — 3%, по содержанию региональных автомобильных дорог Мурманской области — 30%. Таким образом, с учетом утвержденных нормативов финансовых затрат ежегодная потребность в дополнительных финансовых средствах, с учетом соблюдения межремонтных сроков, составляет порядка 10,5 млрд руб.

Если говорить более подробно то:

  • по части содержания дополнительная потребность составляет 1749 млн руб.,
  • по части ремонта дополнительная потребность составляет 5225 млн руб.,
  • по части капитального ремонта потребность составляет 3615 млн руб.

Ситуация с местными автомобильными дорогами хуже. Малые муниципальные образования не могут за счет собственных средств выполнять работы по ремонту подведомственной сети. В связи с чем Минтрансом Мурманской области ежегодно предоставляются субсидии муниципальным образованиям на обеспечение их профильной деятельности. Так, размер средств, предоставленных муниципальным образованиям в 2018 году на указанные цели, составил 172,5 млн руб. При этом ежегодная сумма заявок от муниципалитетов превышает 350 млн руб.

Вывод напрашивается сам собой: при таких финансовых возможностях полноценно заниматься дорогами непросто. Можно лишь ремонтировать места, где их состояние наиболее удручающее. Поэтому проект БКАД с его финансовыми возможностями стал спасением.

О значении проекта для региона

В целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на территории Мурманской области создана агломерация «Мурманская».

В нее включены населенные пункты г. п. Кола и г. Мурманск (административный центр). Численность населения агломерации составляет 304 921 чел. Протяженность автомобильных дорог агломерации — 277 км, из которых:

  • федеральные — 35 км,
  • региональные — 59 км,
  • местные — 183 км.
дороги Мурманской области

В настоящее время только 50% дорожной сети городской агломерации «Мурманская» соответствуют нормативным требованиям (фото: gov-murman.ru)

Региональные автомобильные дороги, входящие в состав агломерации, планируется привести в нормативное состояние в полном объеме за счет средств, предоставленных в рамках реализации проекта.

В настоящее время доля протяженности дорожной сети городской агломерации «Мурманская», соответствующая нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, составляет 50%. Проектом регионального сегмента национального проекта предусмотрено повышение этого показателя до 55,2% к 2024 году. Таким образом, необходимо привести в нормативное состояние 390 км региональных автодорог. С учетом соблюдения межремонтных сроков к концу 2024 года общая протяженность региональных дорог, находящихся в нормативном состоянии, составит 1105,5 км.

Таким образом, приход в регион данного проекта даст невиданный в нем ранее приток средств на нужды местной дорожно-строительной отрасли.  Разумеется, все зависит не только от наличия денег. Необходимо будет справиться с появившимся объемом работ. Если удастся без срыва сроков выдержать новые объемы, то уже в конце будущего рабочего сезона, осенью 2019 года, население агломераций, входящих в проект, увидит значительное улучшение дорожной сети.

Текст: Станислав Донин

РЕКАЛАМА