Последние два года для дорожного сообщества 38 агломераций России три буквы — БКД («Безопасные и качественные дороги») являлись первостепенными. Выполнение проекта было ключевой задачей. Но в новогоднюю ночь он прекращает свою работу. На его место приходит национальный проект БКД №2 или БКАД («Безопасные, качественные автомобильные дороги»). О разнице между ними, об основных итогах работы проекта БКД и целях БКАД мы решили рассказать в данном материале.

дорога

Уже два года в России реализуется проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД, фото: ГК «Автодор»)

Решение о начале реализации приоритетного проекта БКД было принято правительством РФ в 2016 году. В его состав вошло 36 субъектов и 38 городских агломераций. В двух субъектах в проект вошло по две агломерации. Так, в Татарстане участвовали агломерации городов Казань и Набережные Челны. На Кузбассе — Кемеровская и Новокузнецкая агломерации.

Суммарно в этих 38 агломерациях проживает более 22 млн жителей. Общая дорожная сеть вошедших в проект  агломераций  составила более 59 тыс. км автодорог общего пользования. В 2017 на программу работ было направлено 64 млрд руб. И почти столько же (64 млрд 764 млн руб.) проект получил в 2018 году. Стоит добавить, что изначально на проект  предполагалось потратить бóльшую сумму. Но за счет грамотно проведенных конкурсных процедур удалось значительно сэкономить.

Основные показатели проекта БКД в 2017 и 2018 году

В начале реализации работ в сети агломераций доля дорог, соответствующих нормативному транспортно-эксплуатационному показателю (далее — нормативу), составляла 38% от общей протяженности. В конце 2017 года показатель нормативности достиг планки в 52,5%. По состоянию на декабрь 2018 года нормативу уже соответствует 61,3% дорожной сети всех задействованных в проекте агломераций.

Помимо ремонта в рамках проекта огромное внимание уделялось повышению безопасности дорожного движения. Было смонтировано множество линий искусственного освещения, установлено множество дорожных знаков, светофоров и ликвидирована масса мест концентрации ДТП. Благодаря своей открытости проект получил очень хорошую репутацию среди населения. Он значительно улучшил дорожную сеть всех 38 агломераций.

В процессе реализации проекта была продемонстрирована совместная работа региональных, муниципальных и федеральных дорожников по выполнению поставленных задач. Надо признать, что в начале реализации проекта это давалось очень тяжело, так как квалификации региональных и муниципальных дорожников порой сильно отставали. Это произошло от длительного безденежья, когда они оставались без работы и теряли квалификацию.

Чтобы региональные дорожники могли быстро ее набрать, были оперативно привлечены силы их федеральных коллег. Все действия были объединены в единую проектную команду. В 38 агломерациях в проекте работало более 1000 человек. Столь массовая совместная работа смогла быть достигнута благодаря работе программного комплекса «Эталон». Его специально для этого разработали в Росавтодоре. Благодаря ему можно ставить задачи и получать отчеты об их выполнении в круглосуточном режиме. И в мае в Указе президента РФ № 204 уже национального, а не приоритетного проекта БКД 2.0. задачи нового проекта были поставлены как раз в этой системе.

Для справки: Нормативное состояние автомобильных дорог состоит из четырех показателей:

  • ровность,
  • прочность,
  • наличие или отсутствие дефектов,
  • коэффициент сцепления колеса с покрытием.

 

БКД №2

В новом проекте будет задействовано уже 83 субъекта РФ и 104 городские агломерации. В нем примут участие все субъекты, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. В эти 104 агломерации войдут все города страны с населением свыше 200 тыс. человек. В структуре проекта есть четыре федеральных подпроекта:

  • Дорожная сеть
  • Системные меры развития дорожного хозяйства
  • Безопасность дорожного движения
  • Ведомственные автомобильные дороги Министерства обороны

 

Министерство транспорта РФ и Росавтодор непосредственно отвечают за первые два пункта. Третий пункт закреплен в ответственности МВД и, как несложно понять, четвертый — за военными.

Целевые показатели нового проекта следующие: к концу 2024 года 50% от общей протяженности региональной дорожной сети страны в 511 тыс. км должно отвечать нормативным требованиям. На сегодня им отвечает только 43,1%. На первый взгляд, всего 7% надо отремонтировать. Но 7% от 511 тыс. км — это более 35 тыс. км дорог, которые надо привести к нормативу за шесть лет.

Приходит понимание, какая непростая стоит задача. Кроме того, в городских агломерациях, как и в приоритетном проекте, необходимо довести до норматива 85% дорог городов. Также необходимо на 10% снизить количество дорог, работающих в режиме перегрузки. Их не много и сейчас, но куда снижать, еще есть.

И еще одна цель проекта — снижение смертности за шесть лет с 13 до четырех человек на 100 тыс. населения в год. Эта задача решается еще и за счет усилий МВД. В 104 задействованных агломерациях проживает 69 млн человек. Общая протяженность их городской дорожной сети составляет 90 тыс. км.

ремонт и содержание дорог

Основными мероприятиями национального проекта являются ремонт, содержание и  обустройство дорожной сети (фото: Росавтодор)

Основными мероприятиями национального проекта являются ремонт, содержание и  обустройство дорожной сети. Но, конечно, федеральный центр не имеет ничего против ситуации, когда субъекты РФ включают в состав своих задач также работы по капремонту, реконструкции и строительству. Конечно, при условии, если эти регионы выполняют установленные президентом целевые задачи.

При реализации нового проекта для координации действий всех его участников будет сделан огромный упор на цифровизацию контроля и управления выполняемыми работами. Выше уже отмечалось, что практика работы в системе «Эталон» при реализации первой части проекта была признана весьма успешной. Поэтому такая же информационная система — возможно, с другим названием — будет использоваться для работы в БКД №2. К другим аспектам цифровизации можно отнести уже много лет действовавшую на федеральной и региональной сети систему метеообеспечения и системы, позволяющие отслеживать работу дорожной техники через сеть ГЛОНАСС.

Одной из новых цифровых задач в рамках национального проекта станет система контроля дорожных фондов. Все деньги, которые у всех заказчиков страны идут на дороги, будут обозначены в этой системе. Она будет открытой. У любого желающего будет возможность зайти в систему и увидеть, где и сколько денег было направлено на дороги.

Кроме того, в рамках национального проекта  в майских указах президента дано поручение правительству обеспечить создание экономических механизмов, которые будут стимулировать сохранность автодорог. Среди них первостепенной задачей значится развитие систем весового контроля. Ведь если не контролировать весь поток большегрузов, то дорожная сеть никогда не будет приведена к нормативу.

По состоянию на декабрь 2018 года на федеральной дорожной сети работает 25 автоматических пунктов весового контроля (АСВГК). В ближайших планах значится закрыть такими пунктами всю федеральную сеть. Это планируется делать, привлекая частных инвесторов по принципу ГЧП. В рамках национального проекта значится то же самое, только для региональной дорожной сети. Так, до 2024 года запланирован монтаж не менее 366 таких пунктов на региональных дорогах.

Для справки. Максимально разрешенная масса, с которой можно выезжать на дороги, составляет 44 т. При этом допустима погрешность в 2% от первоначального веса, а при взвешивании допускается погрешность в 5% от его результата. То есть можно выезжать с перегрузом в 7% от 44 т. За это не оштрафуют. Но эти 7% и станут главными разрушителями дорог.

Вместе с тем планируется внедрение и других  интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на основе цифровых технологий, для чего выдвигаются новые технические требования к обустройству автодорог.

Сюда входит внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля над соблюдением правил дорожного движения. Для этого будет расширена практика установки камер фотовидеофиксации для выявления превышения разрешенной скорости. Эти камеры на сегодня являются самым действенным методом профилактики нарушений. При изучении динамики нарушений ПДД было выявлено, что она снижается, так как теперь вдоль дорог не стоят инспекторы ГИБДД, с которыми можно договориться. Нарушения фиксирует беспристрастная камера, и приходит письмо со штрафом. Отдельно органами ГИБДД планируется усиление ответственности водителей за нарушения правил дорожного движения.

Риски проекта

Разумеется, столь масштабный проект представляет собой не только множество работы, но и множество рисков. Они видны отраслевому сообществу еще до начала реализации проекта.

Главный из них — хватит ли людей и материалов для одновременного выполнения такого масштаба работ. В первом проекте участвовало 38 самых крупных агломераций страны с населением не менее 400 тыс. жителей. В них изначально дорожная сеть пребывала в куда более хорошем состоянии, чем в агломерациях, где проживает 100 или 200 тыс. человек. Вместе с тем в более крупных агломерациях зачастую работают более квалифицированные специалисты и подрядные организации в них оснащены более современным оборудованием. Теперь же в новый проект входят все субъекты, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Во многих регионах отрасль годами не видела достаточных средств хоть для какой-то работы и, естественно, теряла квалификацию. Как они будут справляться с целями проекта, на сегодня – большой вопрос.

Вторая проблема — а хватит ли подрядчиков? Еще при реализации первого проекта БКД нередки были случаи, при которых подрядная организация не могла принять заказ на очередной подряд по причине своей полной загруженностью другими заказами.

И третьим из основных рисков является вопрос, а хватит ли материалов? Случаи, когда подрядчики вынуждены были буквально грызться между собой, выбивая остатки щебня, песка, битума и т. д., уже встречались. При этом потребность в материалах была гораздо меньшей, чем ожидается в новом рабочим сезоне.

В общем, проект БКД №2 одновременно затрагивает огромное количество дорог, которые очень далеки от нормативного состояния. Как справится отрасль с таким вызовом? На все эти вопросы дать ответы может лишь новый  рабочий сезон.

Текст: Станислав Донин

РЕКАЛАМА