Системные проблемы и недостаточно эффективное управление проектом привели к срыву сроков строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). К такому выводу пришли в Счетной палате по результатам проведенного аудита.

Как выяснили специалисты ведомства, по состоянию на 1 декабря 2018 года строительная готовность ЦКАД составляла от 0 до 66%. «Это не позволит завершить работы на пусковых комплексах № 1, № 3 и № 5 ранее IV квартала 2020 года, а на пусковом комплексе № 4 — ранее II квартала 2021 года», — говорится в официальном заключении контролирующей организации, обнародованном 1 февраля.

По мнению Счетной палаты, основными причинами срыва сроков окончания работ стали низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков.

«С 2015 года Счетная палата ежегодно проводит мониторинг строительства ЦКАД и не раз обращала внимание на низкие темпы выполнения работ. В январе 2018 года были приняты планы-графики ликвидации сложившегося отставания работ на пусковых комплексах № 1 и № 5. Однако они не выполнены», — заявил аудитор Валерий Богомолов в своем докладе на коллегии Счетной палаты.

ход строительства ЦКАД

Первые 334 км новой подмосковной автодороги ранее планировалось сдать в эксплуатацию в 2019 году (фото: ГК «Автодор»)

По его словам, госкомпанией «Автодор» уже направлены предложения в Минтранс России о переносе сроков завершения работ на декабрь 2020 года. «Таким образом, доходы от эксплуатации ЦКАД, запланированные на 2019–2020 годы в размере 22,4 млрд руб., госкомпании не поступят», — заключил Богомолов.

Также, отметил аудитор, в «Автодоре» не утвердили проектно-сметную документацию по отдельным локальным мероприятиям ЦКАД. В частности, не были заключены договоры на строительство двух транспортных развязок и одного участка автодороги, а также на переустройство ряда инженерных сетей и изъятие нескольких земельных участков. «Поэтому определить полную стоимость строительства ЦКАД в настоящее время невозможно», — констатировали в Счетной палате.

По данным ведомства, на 15 ноября 2018 года внебюджетное финансирование проекта составило лишь 14 млрд руб. Средства были направлены в течение прошлого года на строительство пускового комплекса № 3 в рамках реализации концессионного соглашения и составляют лишь 52,6% от предусмотренного на 2017–2018 гг. объема (в размере 26,6 млрд руб.).

«По остальным соглашениям средства инвесторов не привлечены. Сложившаяся ситуация свидетельствует о невыполнении инвесторами обязательств по софинансированию проекта и не соответствует принципам государственно-частного партнерства», — подчеркивается в докладе.

Кроме того, как следует из опубликованных материалов, в ходе проверки исполнения заключенных соглашений был установлен ряд нарушений, в том числе завышение стоимости принятых и оплаченных работ. «Так, на пусковых комплексах № 1 и № 5 госкомпания внесла изменения в проекты строительства в части устройства земляного полотна и дорожной одежды без прохождения повторной госэкспертизы. При этом в результате указанных изменений стоимость работ увеличилась на 5,7 млрд и 900 млн руб. соответственно», — заявили в Счетной палате.

Характерно, что практически одновременно с выходом официального заключения Счетной палаты сегодня же стало известно об итогах выездного заседания оперативного штаба правительства России, посвященного ходу работ на первом пусковом участке ЦКАД. Как сообщили редакции ГиД в пресс-службе ГК «Автодор», оперативный штаб пришел к выводу о необходимости ускорения работ на участке. «Количество персонала увеличивается: еще в декабре 2018 года на объектах было не более 4 тыс. С наступлением тепла дорожные работы активизируют, количество персонала увеличат вдвое, до 10 тыс. человек», – прокомментировали в пресс-службе.

Строительство ЦКАД может затянуться

Напомним, что впервые о вероятном срыве сроков строительства ЦКАД стало известно в июле 2017 года, тогда же появилась информация о повышении общей стоимости магистрали. В дальнейшем проект также сопровождали различные трудности.

Дело дошло до того, что в контроль над ходом реализации проекта вынуждены были вмешаться федеральные власти. В октябре прошлого года президент страны поручил сформировать соответствующий оперативный штаб. Ответственным за ход реализации проекта был назначен глава правительства Дмитрий Медведев.

В соответствии с проектом ЦКАД должна быть построена в 50 км от МКАД и практически продублирует федеральную трассу А-107 («Московское малое кольцо»). Первые 334 км новой подмосковной автодороги должны были заработать в 2019 году. Полный ввод в эксплуатацию ЦКАД общей протяженностью около 530 км планировался к 2025 году.

Предварительная общая стоимость проекта ранее оценивалась в 85,4 млрд руб. Планировалось, что 58% финансирования обеспечит государство, оставшиеся 42% составят частные инвестиции.

РЕКАЛАМА