В России в скором будущем может быть принят федеральный закон о мультимодальных (комбинированных, смешанных) перевозках. Речь идет о перевозке грузов различными видами транспорта, включая автомобильный. Автором законопроекта выступает Минтранс.

Соответствующий проект закона опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов.

мультимодальные перевозки

Законопроект о мультимодальных перевозках предусматривает введение единого транспортной накладной на весь путь следования груза (фото: Maersk)

Как следует из содержания документа, новый закон призван установить правовую основу для регулирования отношений, возникающих между транспортными организациями при подготовке и осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Законопроект, в частности, вводит понятие прямой смешанной (иначе говоря, мультимодальной) перевозки — дословно это «перевозка грузов… разными видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования». В свою очередь сам единый транспортный документ, согласно определению, — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора прямой смешанной перевозки груза.

Таким образом, законопроектом также предусматривается введение единой транспортной накладной. Предполагается, что форму документа и порядок его заполнения разработает и утвердит сам Минтранс.

Помимо этого в законопроекте регламентируются понятия грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика и транспортных организаций. В роли последних могут выступать, в частности, владельцы объектов транспортной инфраструктуры автомобильного, ж/д и иных видов транспорта, перевозчики, экспедиторы, операторы грузовых терминалов.

В настоящее время опубликованный законопроект проходит стадию публичных обсуждений и процедуру антикоррупционной экспертизы.

По мнению заместителя директора по продажам ГК AsstrA Евгения Серикова, принятие закона о мультимодальных перевозках поможет  участникам рынка найти новые альтернативные решения, оптимизировать издержки, а также повысить конкурентоспособность и обеспечить индивидуальный подход для решения логистических задач.

«Это позволяет клиенту самому в каждом конкретном случае выбирать приоритетные для него критерии — оптимизировать сроки или стоимость доставки. Такие перевозки позволяют эффективно решать вопросы, связанные с дефицитом провозных возможностей, очередями на границах, проблемами с разрешениями и другими ограничениями в одном виде транспорта», — приводит слова Евгения Серикова Gudok.ru.

В свою очередь директор по интермодальным операциям логистической компании «Даксер» Роман Ипатов напоминает, что использование мультимодальных перевозок позволяет снять необходимость выгрузки груза из контейнера в момент перевалки с одного транспортного средства на другое. «Таким образом значительно снижаются риски, связанные с сохранностью груза, сокращаются сроки перевалки в узловых точках (пунктах перегруза) и снижаются общие транспортные затраты», — отметил он в комментарии редакции ГиД.

Стоит добавить, что в настоящее время осуществление грузовых автомобильных перевозок в России регулируется целым рядом законов и нормативно-правовых актов. Среди них, в частности, ФЗ от 30 июня 2003 г. № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автотранспортом», приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, главы 40 («Перевозка») и 41 («Транспортная экспедиция») Гражданского кодекса РФ, а также глава 11 КоАП РФ («Административные правонарушения на транспорте») и др.

В то же время в марте этого года сообщалось о разработке проекта нового Федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ».

РЕКАЛАМА