В ЕАЭС появится единая открытая экосистема цифровых транспортных коридоров (ЭЦТК). Ее разработка и запуск в эксплуатацию должны завершиться до 2025 года.

В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) завершили разработку концепции создания ЭЦТК Евразийского cоюза, сообщили в пресс-службе организации.

«Суть концепции состоит в создании открытой экосистемы транспортно-логистических информационных сервисов на базе передовых цифровых технологий и платформенных решений, в том числе уже существующих, которые обеспечивают эффективное взаимодействие перевозчиков и грузовладельцев во всех пяти государствах — членах ЕАЭС, а также из третьих стран», — прокомментировал представитель ЕЭК.

В организации пояснили, что в настоящее время на рынке стран ЕАЭС действуют единичные разрозненные сегменты информационных систем перевозок. Создание ЭЦТК объединит их, сделав процесс перевозки максимально прозрачным, эффективным и понятным для пользователей самого разного уровня — от грузовладельцев и грузоперевозчиков до контрольно-надзорных органов.

транспортный поток

Экосистема цифровых транспортных коридоров позволит оптимизировать процессы перевозки и декларирования грузов и минимизировать барьеры (фото: ЕАЭС)

В целом, считают в ЕЭК, ЭЦТК позволит оптимизировать процессы перевозки и декларирования грузов, минимизировать барьеры и повысить конкурентоспособность для добросовестных участников перевозочного процесса. В том числе — за счет определения наиболее оптимальных маршрутов и условий перевозки, использования юридически значимых электронных документов, оптимизации функций органов госконтроля, предварительного бронирования очереди на международных автомобильных пунктах пропуска и формирования единой информационной среды (в том числе на наднациональном уровне). В итоге должны существенно снизиться административные и временные затраты перевозчиков, вырасти скорость оборачиваемости грузов.

«Проект не похож ни на один из совместно реализуемых на пространстве ЕАЭС. В создаваемой экосистеме будет организовано трансграничное взаимодействие сервисов, оказываемых не только органами государственной власти, но и бизнесом, представляющим различные сферы экономики (кросс-отраслевое взаимодействие) на равных условиях», — подчеркнул руководитель проекта от ЕЭК Павел Ткач.

В свою очередь член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян добавила, что создание экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС направлено на решение задач в сфере эффективности использования накопленного транспортно-логистического потенциала Союза, в том числе транзитного.

«Создание евразийской цифровой транспортной экосистемы — это первый этап встраивания Союза в глобальные цифровые транспортные коридоры», — резюмировала она.

В соответствии с разработанной концепцией проект предполагается реализовать до 2025 года, в три этапа. Предварительная стоимость затрат на формирование ЭЦТК на этот период оценивается в сумму порядка 10 млрд руб. (с учетом инвестиций, привлеченных на принципах ГЧП). В то же время размер экономического эффекта, полученного к тому времени от запуска экосистемы, оценивается в 154 млрд руб.

Стоит напомнить также, что с января 2018 года на территории ЕАЭС вступил в силу единый Таможенный кодекс. Кроме того, в ближайшие годы на экономическом пространстве Союза должна заработать единая система прослеживаемости товаров.

Помимо России в число стран ЕАЭС также входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

РЕКАЛАМА