В условиях усиления внешнего санкционного давления на российских производителей-экспортеров и компаний-импортеров власти РФ предприняли ряд мер по упрощению и облегчению работы отечественных международных грузовых автомобильных перевозчиков и операторов ВЭД.

Так, Федеральная таможенная служба (ФТС) России объявила 11 марта о том, что на пограничных автомобильных пунктах пропуска вводится упрощенный режим ввоза-вывоза грузов в/из страны. Данные меры позволят стабилизировать ситуацию во внешней торговле, считают в ведомстве.

Как следует из официального сообщения службы, обеспечен первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении товаров первой необходимости: продуктов питания, в том числе скоропортящихся, а также лекарственных препаратов, вакцин и средств дезинфекции. В отношении ввозимой плодоовощной продукции (овощи, фрукты, орехи и продукты их переработки) введен упрощенный порядок совершения контрольных процедур.

«С целью поддержания стабильности поставок организован ежедневный мониторинг сроков выпуска товаров первой необходимости, проведена соответствующая настройка системы управления рисками. Эти меры позволили ускорить прохождение грузов через границу без снижения эффективности контроля. В результате средний срок выпуска «безрисковой» товарной партии составляет порядка 52 мин, экспортной товарной партии — 27 мин», — прокомментировали в пресс-службе организации.

В руководстве ФТС уверены, что новый режим работы таможенных служб на границе позволит минимизировать — дословно — «негативные последствия недружественных мер, предпринимаемых против России рядом государств Запада».

«Основные усилия таможенных органов сосредоточены на ускоренном насыщении российского внутреннего рынка товарами первой необходимости: продовольствием, медицинскими препаратами, технологическим и промышленным оборудованием», — подчеркивают в ведомстве.

По словам первого замруководителя ФТС России Руслана Давыдова, на уровне правительства России и ряда ведомств предпринимаются шаги по выработке новых решений, направленных на дальнейшее ускорение и упрощение таможенных и других контрольных процедур. В том числе ведется работа по подготовке необходимой нормативной базы.

Помимо этого федеральная служба активизировала взаимодействие с иностранными таможенными администрациями в целях наращивания поставок товаров из Ирана, Азербайджана и Турции (не только автомобильным транспортом). «В приоритетах укрепление взаимодействия с Китаем, а также развитие сотрудничества с ОАЭ и другими странами, не присоединившимися к санкциям Запада», — подчеркнул представитель ведомства.

Стоит отметить, что ранее, еще с 24 февраля, в подразделениях ФТС России начали работать горячие линии по вопросам функционирования пунктов пропуска. Круглосуточные службы информационной поддержки начали функционировать в Южном таможенном управлении (ЮТУ) и Центральном таможенном управлении (ЦТУ). Участники ВЭД могут обратиться на горячие линии по вопросам функционирования пунктов пропуска (МАПП, ЖДПП), расположенных в регионе деятельности таможенных управлений.

«ФТС России готова оказать всю необходимую поддержку по вопросам оформления товаров и транспортных средств. Любое обращение будет детально рассмотрено. Для этих целей в ЮТУ и ЦТУ созданы оперативные штабы по мониторингу ситуаций, складывающихся в пунктах пропуска», — заявили в ведомстве. Телефоны линий работают круглосуточно, без выходных: ЮТУ — 8 (863) 250-93-15, ЦТУ — 8 (499) 975-16-03.

В ФТС заверили, что при обращении непосредственно в таможенные органы должностными лицами будут представлены необходимые консультации на местах и оказана помощь в заполнении таможенных документов.

сотрудники таможни ФТС России

Новые меры ФТС позволили ускорить прохождение грузов через границу без снижения эффективности контроля (фото: Facebook /Общественный совет при ФТС России)

Также в начале марта свою аналогичную службу — горячую линию оперативного ситуационного центра по обеспечению транспортной логистики — запустил Минтранс России. Как пояснили в министерстве, она призвана помочь в обеспечении бесперебойной доставки международных грузов.

«На горячую линию могут обращаться заказчики грузоперевозок, а также логистические компании в случае возникновения проблемных вопросов, связанных с осуществлением международных грузовых перевозок между Россией и зарубежными государствами», — пояснили в министерстве. Обращаться в службу помощи можно по телефону +7 (499) 495-00-11 и по электронной почте gruz@sicmt.ru.

В свою очередь Ространснадзор призвал отечественных автомобильных перевозчиков оперативно сообщать о случаях возникших на территории страны нестандартных ситуаций в межрегиональные управления государственного автодорожного надзора.

О собственных изменениях, призванных оптимизировать грузовые автомобильные потоки в приграничных зонах, объявили также партнеры России по Союзному государству из Республики Беларусь. «Начиная со 2 марта бронирование времени въезда в пункт пропуска пользователь может осуществить за семь суток, но не позднее одного часа до желаемого времени. Просим учитывать данную информацию при осуществлении перевозок через республику», — сообщили в РУП «Белтаможсервис».

Со своей инициативой по поддержке российских международных автоперевозчиков выступили и в ведущем профобъединении АСМАП. В среду, 9 марта, ассоциация направила в федеральные органы власти ряд предложений по облегчению работы отечественных автотранспортных перевозчиков. В организации пояснили, что ее предложения направлены на поддержку российского бизнеса и ослабление финансовой нагрузки на него в условиях санкционного давления на РФ.

Среди предложений профобъединения значатся:

— компенсация ущерба и убытков вследствие незаконных изъятий транспортных средств на территории недружественных иностранных государств при осуществлении международных автомобильных перевозок;

— отмена или существенное снижение норматива по продаже валютной выручки для российских международных автоперевозчиков, учитывая высокую долю расходов предприятия в иностранной валюте;

— предоставление отсрочки (рассрочки) на уплату налогов и страховых взносов;

— предоставление отсрочки платежей по ранее выданным кредитам, а также по внесению лизинговых платежей;

— предоставление беспроцентных кредитов (кредитов по льготной ставке);

— продление срока действия диагностических карт, выданных до 22 февраля 2022 г., на срок до 1 марта 2023 г.;

— исключение учета доходов в виде курсовой разницы при расчете налогооблогаемой базы по налогу на прибыль организаций;

— установление моратория на ближайшие два года по индексации ставок (увеличению размера) платы по системе “Платон”, а также максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам;

— отмена требования об оформлении ночных пропусков на въезд в Москву (с 23:00 до 7:00), а также требования об обязательном подключении к РНИС при оформлении дневных пропусков.

По последним данным Международного автотранспортного союза (IRU), Минтранса РФ и АСМАП, российские компании-экспортеры, как и отечественные перевозчики их грузов, столкнулись с трудностями при пересечении границ ряда государств — в том числе Украины и Польши. Только через автомобильные пункты пропуска в Белоруссии, по данным госпогранкомитета этой страны, количество выезжающих фур в страны ЕС за последнее время упало на 35%. По данным ведомства, Польша и Литва не выполняют договоренности по пропуску большегрузных ТС на свою территорию.

«За четыре дня в Литву въехал 71% грузовиков от пропускной способности. Наибольшее скопление фур фиксируется в направлении Райгардаса (Привалка). Сотрудники польских погранпереходов оформили 72% транспортных средств от установленной нормы. Самым загруженным на данный момент является маршрут через Бобровники (Берестовица)», — приводит слова представителя Госпогранкомитета БАМАП.

Между тем крупнейшие в мире транспортно-логистические операторы начали сообщать с начала марта о трудностях работы с грузами, переправляемыми из Европы в РФ. Так, по данным Maersk, значительные задержки перевозок связаны с тем, что таможенные органы Евросоюза и Великобритании особенно пристально проверяют все грузы, направляющиеся в Россию и из нее, в том числе транзитом. В частности, европейские таможенники выявляют попавшие под санкции товары, в том числе продукцию двойного назначения. Все это приводит не только к задержкам, но и к высокой загрузке перевалочных узлов, отметили в компании.

За последние две недели в отношении РФ и ее крупнейших компаний было введено рекордное количество международных санкций, затронувших все секторы экономики. Такое беспрецедентное давление оказывается на страну и ее бизнес-структуры в результате начала военной спецоперации с участием Вооруженных сил РФ на территории Украины с 24 февраля.

РЕКАЛАМА