В феврале этого года в Европейском союзе были обнародованы грандиозные планы по сокращению вредных выбросов СО2 от грузовых автотранспортных средств — на 15% к 2025 году и на 30% к 2030 году. Производители грузовых автомобилей единодушно одобрили данные инициативы, направленные на сохранение окружающей среды. Однако, как пишет французское издание France Routes, все они утверждают, что достижение такой благородной цели зависит не только от них, но также и от других участников грузовых автоперевозок.

ACEA: требуется ускорить создание необходимой инфраструктуры АЗС

Отделение Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA) по грузовым автомобилям считает, что выдвинутые ЕС требования по экологии являются очень серьезными и воплощение их в жизнь зависит не только от автопроизводителей. «Мы призываем государства-члены ЕС удвоить усилия по развитию необходимой инфраструктуры автозаправочных станций (АЗС) для автомобилей, использующих альтернативные виды топлива, которые все больше будут заполнять рынок для достижения поставленных ЕС целей», — заявил Эрик Жонаэрт, генеральный секретарь ACEA.

Производители грузовиков отреагировали на новые директивы ЕС по экологии

В Европейском союзе хотят сократить вредные выбросы СО2 от грузовых автотранспортных средств на 15% к 2025 году и на 30% к 2030 году (фото: Volvo Trucks)

Беспокойство АСЕА обусловлено полным отсутствием на сегодняшний день такой инфраструктуры. Нет никакой инфраструктуры для заправки и дозаправки грузовиков на  электрической и водородной тяге, а сеть АЗС для заправки грузовиков природным газом (сжатым или сжиженным) в Европе недостаточно развита.

Начиная с 2025 года производители автотехники должны будут поставлять на рынок 2% грузовиков с низким уровнем вредных выбросов. Но как такие автомобили будут ездить в отсутствие необходимой инфраструктуры АЗС? «Мы не сможем убедить перевозчиков покупать больше грузовиков на электрической и прочей тяге, если автомобили не смогут нормально заправляться в пути. Для того чтобы наши клиенты покупали и эксплуатировали грузовики с нулевыми вредными выбросами, должны быть созданы необходимые условия», — полагает Эрик Жонаэрт.

Также АСЕА с большим беспокойством констатирует, что многие мероприятия, необходимые для достижения поставленных ЕС целей по сокращению выбросов СО2, были отложены, — включая увеличение разрешенной длины автопоездов и поиски новых видов топлива.

Volvo просит финансовой поддержки

Роже Альм, президент Volvo Trucks, заявил: «Сокращение вредных выбросов от грузовых автомобилей — это очень важная задача для сохранения благоприятного климата. Поэтому неудивительно, что ЕС принял решение по сокращению выбросов СО2. Однако чтобы сократить переходный период и ускорить достижение поставленных целей, надо обеспечить большую финансовую поддержку тем клиентам, которые будут приобретать автомобили с альтернативными видами топлива».

Производители грузовиков отреагировали на новые директивы ЕС по экологии

В Volvo Trucks заявляют, что эксплуатация грузовиков на газовом топливе позволяет сократить выбросы СО2 на 20% по сравнению с дизельными моделями (фото: Volvo Trucks)

Что касается электрогрузовиков, то по заявлению Ларса Мартенссона, директора отделения Volvo Trucks по инновациям и окружающей среде, «данная технология развивается все большими темпами и при наличии необходимой инфраструктуры АЗС и мотивированной заинтересованности клиентов объемы производства могут заметно возрасти».

По поводу использования природного газа и биогаза он пояснил: «Эксплуатация Volvo FH на газовом топливе позволяет сократить выбросы СО2 на 20% по сравнению с дизельными грузовиками. При использовании биогаза устраняются вредные выбросы в так называемом цикле «от бака до руля» на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля».

Однако нельзя списывать со счетов автомобили на дизельном топливе, на которые приходится большая часть продаж Volvo Trucks: «С начала 1990-х годов потребление топлива и выбросы СО2 в грузовиках дальнего следования Volvo значительно сократились (на 20%). В разработке находятся и другие технические усовершенствования: более эффективные двигатели, более низкое сопротивление качению и лучшая аэродинамика. Каждый грузовик должен быть оптимизирован в соответствии со своей конкретной транспортной задачей».

Как подчеркивает Ларс Мартенссон, здесь не обойтись без помощи автоперевозчиков, которые приобретают транспортные средства: «Разработка мер финансовой помощи или предоставление налоговых льгот для тех, кто решает инвестировать в экологически чистые технологии, будет иметь большое значение. Новые технологии, способствующие сокращению выбросов СО2, должны быстро продаваться. Ускорение процесса технического осмотра и сертификации сможет облегчить внедрение инноваций в транспортном секторе. Если все заинтересованные стороны будут сотрудничать для достижения единой цели, мы сможем добиться значительного снижения воздействия вредных выбросов на окружающую среду».

Volvo Trucks были сформулированы следующие рекомендации:

  • Оптимизация логистики.
  • Упрощенный доступ к биотопливу.
  • Обучение водителей экономичному вождению.
  • Использование аэродинамических прицепов.
  • Улучшение дорожных стандартов.
  • Развитие возможностей использования грузовиков большой вместимости.

Scania: необходимо глобально изменить менталитет

Как заявил генеральный директор компании Scania Хенрик Хенрикссон, фирма придерживается тех же принципов: «Установление нормативов по выбросам выхлопных газов должно сочетаться с комплексным подходом к проблеме. Использование возобновляемых альтернативных видов топлива, обучение водителей, повышение эффективности логистики, новые технологии в системе трансмиссии и другие инновации будут необходимы для достижения поставленных задач».

Производители грузовиков отреагировали на новые директивы ЕС по экологии

Scania акцентирует свое внимание на создании электрогрузовиков, но отмечает, что в Европе нет необходимой инфраструктуры для зарядки таких автомобилей (фото: Scania)

Выполнение поставленных Scania задач должно привести к развитию устойчивой транспортной системы без использования углеродных ископаемых источников энергии. Также Scania работает над снижением потребления топлива на своих автомобилях и тем самым — над сокращением выбросов СО2. «Хотя Scania акцентирует свое внимание на создании электрогрузовиков, данная технология недоработана, потребительский спрос остается неопределенным, в Европе нет требуемой инфраструктуры для зарядки таких автомобилей. Без наличия необходимых АЗС для подзарядки электрогрузовиков их массовое внедрение на европейском рынке невозможно. Следует также развивать использование биотоплива и разработку автотранспортных средств с большей длиной и вместимостью. Подобные автопоезда длиной 25 м и более уже используются в Швеции, Финляндии и Дании, увеличивая тем самым эффективность перевозок», — заключает Хенрикссон.

Mercedes-Benz Tucks: энергетический баланс становится нормой

«Задача на 2025 год огромна, а на 2030 год — колоссальна. У наших инженеров есть масса вопросов», — говорит Жан-Марк Дисс, генеральный директор Mercedes-Benz Trucks France. Как мировой лидер в автомобилестроении, Daimler Trucks должен быть образцом и движущей силой в деле сохранения окружающей среды. Жан- Марк Дисс не верит ни в появление совершенно чистого топлива, ни в отказ от дизельного. «Решение проблемы проходит через энергетический баланс: мы сохраним большую долю дизельного топлива с улучшенными характеристиками и продолжим разработку автомобилей с нулевым уровнем выбросов, снизив тем самым средние показатели. Также не останутся без внимания автомобили на электрической тяге и на газовом топливе», — заключает гендиректор.

По мнению руководства Mercedes-Benz Trucks, следует прежде всего решить главную проблему: защита окружающей среды требует огромных инвестиций.

Эти инвестиции будут отражаться в конечной цене автотранспортного средства. Вопрос в том, окажется ли система автоперевозок грузов достаточно гибкой, чтобы обуздать и переварить этот рост цен. Новые технологии дорогие и требуют финансовых вложений, хотя не всегда известен их конечный результат.

OTRE: необходимо энергетическое соглашение для перевозок грузов автотранспортом

Организация европейских автоперевозчиков (OTRE) считает, что необходимо провести переговоры с участием всех заинтересованных сторон для обсуждения проблем использования альтернативных источников энергии на автотранспорте: рост цен на транспортные средства, оборудование специализированных АЗС и пр.

Было бы целесообразно заключить энергетическое соглашение, в котором следует отразить следующие положения:

  • Установить ежегодные целевые показатели по развитию альтернативных видов топлива для государственных органов, производителей автотехники, поставщиков горючего, заправочных станций. Если поставленные задачи не будут выполняться, то на виновных могут быть наложены штрафы.
  • Унифицировать национальные правила в области автомобильного транспорта: идентичные ограничения, финансовая помощь, политика в приобретении и регистрации транспортных средств и пр. Привлечь для этого государственные органы и представителей местных органов власти.
  • Вовлекать компании по эксплуатации автодорог в работу по переходу к альтернативным источникам энергии на транспорте.

 

Перевод с французского: Виктор Холопов

РЕКАЛАМА