С мая 2021 года международные грузовые автоперевозки по системе МДП (TIR; «Международные дорожные перевозки») будут осуществляться в безбумажном, электронном варианте (eTIR).

Об этом стало известно после того, как 5 февраля страны – участницы системы приняли положения, обеспечивающие правовую основу для безбумажного действия Конвенции МДП ООН — единственной глобальной системы таможенного транзита, облегчающей торговлю и беспрепятственное и безопасное перемещение товаров через границы.

«Административный комитет МДП согласился с набором поправок, которые должны быть внесены в Конвенцию МДП, а также с новым приложением 11 к eTIR, обеспечивающим правовую основу для создания системы МДП в цифровой форме», — прокомментировал представитель Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН.

В комиссии пояснили также, что данному событию предшествовало несколько лет интенсивных обсуждений с участием экспертов — представителей ЕЭК, IRU и стран — участниц системы.

Как отмечают в ООН, компьютеризация процедур Конвенции, которые до сих пор основывались на выпуске бумажной документации, должна обеспечить существенный дальнейший рост эффективности международных грузовых автоперевозок.

«ETIR откроет новые возможности для системы МДП — в частности, в области интермодальных перевозок, для которых нынешняя бумажная процедура оказалась громоздкой. Эта долгожданная революция системы МДП обеспечит не только упрощенную процедуру для транспортных компаний, но и дальнейшую безопасность самой системы на благо всех таможенных организаций, ее использующих», — подчеркнули в ЕЭК ООН.

перевозка из Китая по МДП

Первая грузоперевозка из Китая в Европу по системе МДП состоялась в ноябре 2018 года (фото: IRU)

Как заявила исполнительный секретарь комиссии Ольга Алгаерова, принятие eTIR «знаменует собой новую главу в 70-летней эволюции Конвенции МДП». Со своей стороны, в Международном автотранспортном союзе (IRU) назвали данное событие «историческим моментом».

«Эта веха демонстрирует поддержку МДП со стороны правительств и лидеров отрасли как единственной глобальной транзитной системы, ценного и конкурентоспособного инструмента для содействия торговле во всем мире. Это также представляет собой еще один шаг в направлении дальнейшего международного содействия и безопасности», — сказал Умберто де Претто, генеральный секретарь IRU.

В то же время в союзе отмечают, что далее предстоит сделать новые шаги, которые повлекут за собой эффективное внедрение цифровых коридоров. Так, руководство IRU подчеркивает важность использования переходного периода — до мая 2021 года — для проведения пилотных проектов.

С 2017 года формат eTIR тестируется в грузоперевозках между Ираном и Турцией, а также между Грузией и Турцией. Кроме того, в настоящее время рассматриваются другие проекты по внедрению eTIR, в частности проект интермодальных перевозок между Азербайджаном, Грузией, Казахстаном и Украиной.

Система «Международные дорожные перевозки» (МДП; TIR) существует более 60 лет. Она регулируется Конвенцией МДП под эгидой ООН и управляется IRU.

По такой системе работает более 34 тыс. транспортных и логистических компаний из 76 стран. По данным IRU, ее использование позволяет сокращать время трансграничных перевозок до 80%, а расходы на их осуществление — до 38%. В 2019 году к системе МДП присоединился Китай.

 

Заглавное фото: GoodFon

РЕКАЛАМА