Электронные навигационные пломбы, внедряемые в России в рамках системы мониторинга транзитных международных автомобильных перевозок, будут также выполнять функции электронных транспортных накладных (ЭТН) и книжек МДП (международных дорожных перевозок, TIR).

Соответствующая информация содержится в приказе № 13 Министерства транспорта России от 14 января 2020 года, опубликованном 19 февраля на официальном портале правовой информации.

Как следует из документа, помимо информации об ЭТН и МДП на пломбах будет также записана информация о транзитной декларации, акте таможенного досмотра, фитосанитарном сертификате, счете-инвойсе и счете-фактуре на груз и пр.

Также согласно приказу Минтранса электронные пломбы должны будут обеспечить передачу электронной информации с частотой не реже чем один раз в два часа по сетям радиотелефонной связи.

Переданные в электронном виде данные будут фиксироваться и сохраняться в системе сбора, обработки, передачи и хранения информации, функционирующей под управлением операторов данной системы мониторинга.

Документом, кроме того, устанавливается, что доступ к информационным системам операторов предоставляется органам государственной власти — Ространснадзору и ФТС. В свою очередь сами операторы обязуются пересылать данные о мониторинге международных транзитных грузов в Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИСОТБ).

Одновременно приказ Минтранса устанавливает процедуру установки и снятия пломб при пересечении грузовыми ТС границы России (при въезде и выезде). Ответственность за установку и снятие пломб возлагается на операторов системы мониторинга.

Операторов, по решению Минтранса, может быть несколько. Само министерство наделяется правом определять уполномоченные организации, а также лишать их соответствующих полномочий (причины отзыва перечисляются).

Электронные навигационные пломбы

(фото: Центр развития цифровых платформ)

Отдельно зафиксировано, что оператором системы может стать лишь российская компания, обладающая электронными навигационными пломбами на правах собственности в количестве не менее 15 тыс. штук.

Оператор системы будет обязан обеспечить работу своих сотрудников на всех приграничных автомобильных и ж/д пунктах пропуска, а также запустить 24-часовую информационную службу поддержки с использованием бесплатных для пользователей многоканальных телефонных номеров. Кроме того, в задачи уполномоченных структур будет входить обязанность следить за сохранностью груза (целостностью пломбы) на всем пути следования ТС.

В числе прочего приказом Минтранса устанавливается, что предоставление услуги по установке и снятию пломб будет осуществляться для владельцев ТС на платной основе. Информацию о стоимости услуги оператор должен будет размещать в открытом доступе, на своем официальном сайте. Размер стоимости услуги при этом не уточняется (очевидно, данный вопрос будет отдан на откуп операторам системы. — Прим. ГиД).

Напомним, что возобновление транзитных перевозок санкционных товаров было анонсировано Минтрансом в апреле 2019 года.

В конце декабря правительство России утвердило правила осуществления транзитных международных автомобильных перевозок товаров санкционной группы через территорию страны в третьи государства.

В соответствии с постановлением Кабмина Министерству транспорта поручено обеспечить запуск и функционирование ЕГИСОТБ с 1 октября 2020 года. До этого момента Минтранс обязан определить организации (операторов), уполномоченные на установку электронных навигационных пломб. Как уже сообщали ГиД, на роль операторов системы свои заявки ранее подали компании ГЛОНАСС и РТИТС.

Стоит добавить также, что с мая 2021 года международные грузовые автоперевозки по системе МДП будут осуществляться в безбумажном — электронном варианте (eTIR).

РЕКАЛАМА