Из законопроекта о государственной автоматизированной информационной системе тахографического контроля (ГАИСТК) исключено предложение по введению всероссийского реестра сервисных мастерских по установке тахографов.

Соответствующее изменение содержится в новой редакции законопроекта, повторно внесенной его авторами в Госдуму. Сама законодательная инициатива получила новый порядковый номер (864711-7) и доступна в думской законодательной базе СОЗД.

Из доработанного его авторами варианта исключены также положения об обязательном лицензировании и аккредитации таких мастерских и об уплате госпошлины за получение таковой.

Также исчезло требование к введению российского реестра тахографических устройств.

То есть новая редакция кардинально снижает требования к работе тахографических мастерских. Одновременно практически нивелируются ранее предложенные инициативы по наделению новыми сопутствующими функциями Минтранса России.

«Мы намеренно так сильно сократили и упростили законопроект. Это сделано специально, лишь с той целью, чтобы допустить документ к первому чтению. Все детали и прочие предложения будут затем еще прорабатываться и вноситься дополнительно», — прокомментировал ГиД заместитель руководителя аппарата Комитета по транспорту и строительству Госдумы Сергей Дергунов.

По его словам, к первому чтению обновленный законопроект может быть допущен уже в ходе весенней парламентской сессии.

Напомним, что предыдущий вариант законопроекта был внесен в Госдуму заместителем председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Павлом Федяевым в конце октября. Документом прежде всего описывалось предназначение ГАИСТК и принципы ее работы.

Законопроект устанавливал юридические определения терминов «карта тахографа» и «тахографическая информация». В первом случае это — дословно: «защищенный компонент тахографа, представляющий собой пластиковую смарт-карту (интеллектуальную карту), обеспечивающую идентификацию и аутентификацию ее владельца, содержащую сведения о ее владельце».

документ

Авторы инициативы рассчитывают, что новая редакция законопроекта будет допущена к первому чтению в ходе весенней парламентской сессии (фото: Московская областная дума)

Кроме того, инициатива напрямую регулировала деятельность мастерских по установке тахографов, устанавливая их лицензирование, аккредитацию и внесение в официальный реестр.

Однако этот документ был отправлен обратно авторам на доработку.

Как следовало из заключения правового управления Думы, законопроект возлагает новые функции на Минтранс России — по созданию и ведению ГАИСТК, реестров мастерских и тахографических устройств, а также проведению необходимых контрольных мероприятий. Все это, по мнению думских юристов, предполагает дополнительные затраты для федерального бюджета.

Кроме того, законопроектом предусматривалось взимание госпошлины за аккредитацию мастерской по установке и ремонту тахографов. Однако Налоговым кодексом такая пошлина в настоящее время не предусмотрена, было отмечено в отзыве.

«С учетом того что согласно статье 13 Налогового кодекса РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам, а согласно статьям 50, 56, 61, 61.1–61.5 Бюджетного кодекса РФ доходы от уплаты государственной пошлины отнесены к налоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ, законопроектом фактически предлагается установить новый налоговый платеж», — констатировали юристы думского правового управления.

Со стороны экспертного сообщества проект закона также вызвал некоторые вопросы.

«С какой целью вводятся реестры мастерских и тахографов, а также с какой целью вводится контроль за деятельностью таких мастерских и их аккредитация?» — задался вопросом в комментарии ГиД председатель ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин.

По его мнению, попытка ввода таких реестров была связана с целью снять с перевозчика риски приобретения и применения тахографа, не соответствующего требованиям законодательства. В таком случае государство возьмет на себя работу по допуску в реестр тех моделей, которые полностью соответствуют требованиям и имеют полный набор необходимых сертификатов и свидетельств. Это сейчас забота и ответственность перевозчика.

Новую подготовленную редакцию законопроекта председатель «Рустахоконтроля» не считает идеальной. Так, исключение положений и ведении реестра моделей тахографов и реестра всех тахографов, установленных на ТС, является, по его словам непродуманным.

«Это очень негативное изменение проекта, поскольку в новой редакции проверять тахографы по всем функциональным требованиям не предусмотрено. А следовательно на рынок могут попасть модели тахографов, имеющие технологические недостатки, например, сбои и ошибки в процедуре регистрации данных, что может спровоцировать необоснованные штрафы»,  — говорит эксперт.

Также, по его мнению, серьезным упущением требований проекта является возможность выдавать неограниченное количество карт мастерской на одну организацию. В сложившейся на текущий момент практике такое допущение приводит в неконтролируемому распространению данного вида карт, которые позволяют выполнять злоумышленникам «договорные» настройки тахографов.

Вводится неопределенное понятие по сроку применения текущих моделей тахографов, эксплуатируемых на транспортных средствах, их применение ограничено «сроком действия экземпляра тахографа», но такого срока не существует ни в одном из нормативных документов и нигде не введено понятие этого срока», — добавил Геннадий Мирошин.

Создание государственной автоматизированной информационной системы тахографического контроля предусмотрено национальным проектом БКАД. По мнению властей, система позволит государству лучше контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств. Предполагается, что ГАИСТК будет сдана в эксплуатацию до 2025 года.

РЕКАЛАМА