Сегодня в Ростовской области состоялась официальная церемония начала строительства обхода г. Аксая на федеральной трассе М-4 «Дон». В рамках проекта будет построено 36 км нового платного участка в обход этого населенного пункта, а также реконструирован 31 км существующей трассы.
В рамках церемонии глава региона Василий Голубев, первый заместитель министра транспорта Евгений Дитрих и председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах приняли участие в закладке памятной капсулы. По замыслу организаторов, она символизирует начало работ по подготовке территории для проекта.
Памятную капсулу, символизирующую старт реализации проекта «Обход г. Аксай», заложили (справа налево): первый замминистра транспорта Евгений Дитрих, губернатор Ростовской области Василий Голубев и председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах (фото: ГиД)

Памятную капсулу, символизирующую старт реализации проекта «Обход г. Аксай», заложили (справа налево): первый замминистра транспорта Евгений Дитрих, губернатор Ростовской области Василий Голубев и председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах (фото: ГиД)

Комментируя старт нового инфраструктурного проекта, губернатор Ростовской области Василий Голубев отметил его значимость – как для региона, так и для юга России.

«Как показал 2017 год, нагрузка на эту дорогу – очень значительная. В прошлом году мы зафиксировали нагрузку в 115 тыс. автомобилей в сутки. Это подтверждает, что решение этой задачи для Ростовской области, является не просто актуальным проектом, а сверхважным проектом, требующим решения. Реализация этой программы для региона, который занимает такое особое географическое положение, очень важно и актуально», – сказал он на торжественной церемонии.

Глава региона добавил, что предстоит «очень напряженная работа». Проект потребует от всех сторон – муниципалитетов, региональных властей, федеральных органов власти и частных инвесторов – синхронной совместной работы. «Опыт у нас уже есть. Ровно так же мы построили аэропорт «Платов». Надеюсь, и этот проект будет таким же. За ним идет новый этап развития Ростовской области. Это и новая логистика – а значит, и новые инвестиции в регион», – подчеркнул он.

Сам проект предусматривает как строительство непосредственно новой части обхода Аксая — платного участка автодороги М-4 с 1036-го по 1072-й км, так и реконструкцию примыкающих к нему участков этой же трассы — с 1072-го по 1091-й км и с 1024-го по 1036-й км.

По словам Сергея Кельбаха, обход Аксая впервые в России спроектирован по немецким нормам. На этой трассе будет возведено восемь транспортных развязок, 16 путепроводов и восемь мостов. С 1024-го по 1036-й км на дороге будет шесть полос движения, с 1036-го по 1091-й км — четыре полосы. «В частности, межремонтный гарантийный срок эксплуатации составит 30 лет. Реализацией этого проекта мы поднимаем планку для дорог высшей технической категории в нашей стране», — отметил Кельбах.

Именно новый участок станет ключевой и самой сложной частью проекта. Данный отрезок будет построен с нуля в сложных гидрогеологических условиях: 20 км дороги придутся на пойменную земельную часть со слабыми грунтами. Также здесь предусмотрены несколько искусственных сооружений, включая мост через р. Дон. Общая протяженность искусственные сооружений (мосты, пойменные мосты и путепроводы) на данном участке составит 4,5 км.

Как рассказал Сергей Кельбах, данная часть проекта будет реализована в два этапа. На начальной стадии генеральный подрядчик (на непосредственное строительство дороги будет проведен отдельный конкурс), московская компания «Транстроймеханизация», входящая в состав группы компаний «Мостотрест», проведет комплекс земельно-инженерных работ по подготовке территории к строительству участка 1036 – 1072 км. Сюда входит разработка документации проекта, перенос инженерных коммуникаций, непосредственная подготовка земельных территорий.

В соответствии с условиями контракта данный этап работ должен быть завершен до конца 2019 года. Его стоимость составит 4,9 млрд руб.

Схема нового обхода г. Аксай на трассе М-4 (фото: ГиД)

Схема нового обхода г. Аксай на трассе М-4 (фото: ГиД)

Следующим этапом должно стать непосредственное строительство дороги. Новый участок будет эксплуатироваться на платной основе. Альтернативным путем следования для автомобилистов останется старый обход Аксая.

В то же время, как признал глава «Автодора», в реализации проекта пока остается много вопросов. Так, предварительный общий объем финансирования оценивается в сумму порядка 77 млрд руб. Однако на данный момент источники финансирования пока не определены.

«Это очень капиталоемкий проект. И в программе деятельности нашей компании по 2021 год, включительно, его пока нет. Сейчас мы занимаемся его включением», – признал он.

Планируется, что проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). В настоящее время руководство ГК «Автодор» проводит встречи и презентации с инвесторами. «На самом деле мы только в первый раз показали его в Сочи (на экономическом форуме – прим. ГиД). И мы только-только структурировали этот проект. Вчера я вернулся из Бахрейна, где презентовал этот проект арабским инвестиционным фондам», – продолжил Кельбах.

По словам руководителя, изначально планировалось привлечь значительный объем финансирования через выпуск облигаций. Однако в итоге преобладающим вариантом, очевидно, станет создание новой государственно-частной компании.

Он добавил также, что сейчас решается вопрос с долями финансирования, и картина прояснится «ближе к осени».

Учитывая все объективные и субъективные факторы, глава «Автодора» признал, что четкого понимания по срокам строительства обхода Аксая у компании сейчас нет.

«Сам обход Аксая точно будет за 2021 годом. Думаю, 2022-й или 2023-й год. Удастся нам начать непосредственное строительство в 2019-м или в 2020-м – трудно сказать. Но мы делаем максимум, чтобы приблизить эти сроки», – подчеркнул Сергей Кельбах.
Тем не менее, руководитель «Автодора» выразил убежденность в том, что проект будет реализован успешно. «Интерес у инвесторов есть. Этот проект, он – высокодоходный, он взлетит. Повышение суверенного инвестиционного рейтинга России также должно сыграть роль при переговорах с инвесторами. А учитывая ту сверхвысокую интенсивность движения, который показывает данный участок работы, это вселяет уверенность и в то, что проект будет окупаем. И объем господдержки здесь должен быть минимальным», – резюмировал он.
Текст: Максим Алексеев
27 февраля 2017 года
РЕКАЛАМА