В руководстве Минтранса РФ продолжается обсуждение степени участия государства в регулировании рынка автомобильных грузовых перевозок. По словам замминистра транспорта Николая Асаула, на сегодня рассматриваются несколько вариантов окончательного решения вопроса. В том числе вариант предоставления грузоперевозчикам возможности саморегулирования отрасли.
По словам Николая Асаула, в Минтрансе прекрасно понимают, что либеральное решение отменить лицензирование в сфере автотранспортных перевозок в начале 2000-х годов имело и отрицательные последствия. В частности, оно привело к появлению в стране огромного количества частных перевозчиков.

«В ряде случаев крупные предприятия были раздроблены, перешли на работу в формате индивидуальных предпринимателей. Это, конечно же, привело к резкому снижению стоимости перевозок. Ну а где низкая стоимость фрахта, там, соответственно, и отсутствие источника для обновления подвижного состава. Нет возможности покупать новый транспорт, платить конкурентоспособную зарплату. И, соответственно, отрасль начинает потихоньку терять источник для своего развития. Вроде бы свободный рынок — хорошо, с другой стороны, нет возможности для развития», — заявил замминистра в ходе проходящей в Москве международной выставки TransRussia 2017.

По словам Николая Асаула, в Минтрансе хотят услышать мнение экспертов о вариантах регулирования рынка автомобильных грузоперевозок (фото: Минтранс)

По словам Николая Асаула, в Минтрансе хотят услышать мнение экспертов о вариантах регулирования рынка автомобильных грузоперевозок (фото: Минтранс)

В настоящее время у Минтранса нет четко выработанной позиции по степени госрегулирования на рынке транспортных услуг. Перед принятием окончательного решения в министерстве готовы прислушаться к мнению авторитетных экспертов, в том числе и международных.

«В этом году лицензирование на пассажирских автоперевозках будет возвращено. Следующий вопрос — а что же делать с грузами? Пока решения однозначного нет. И здесь стоит вопрос: нужно ли возвращать лицензирование на грузовом транспорте или вводить механизм саморегулирования и членства в ассоциациях. Или какого-то допуска, квотирования… Все это — возможные формы. Было бы весьма полезным их проанализировать и понять, что подходит для нас. Было бы весьма интересно услышать мнение экспертов», — сказал Николай Асаул.

Также он отметил, что в Минтрансе сегодня вовсе не игнорируют протестные выступления наиболее недовольной части российских грузоперевозчиков. По его словам, причины такой радикальной формы протеста (в виде забастовки) лежат на поверхности: это объективные экономические трудности в стране и, как следствие, общее падение грузооборота.

«Мы видим в том числе и протестные явления среди перевозчиков, которые недовольны непростой экономической ситуацией. И «Платон» здесь масла в огонь подлил. Но в целом, конечно, экономическая ситуация непростая», —отметил замминистра транспорта.

Стоит напомнить, что чуть ранее идею перехода рынка на саморегулирование поддержал президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. По его словам, возглавляемая им организация выступает за создание единой Национальной ассоциации перевозчиков (НАП). В соответствии с данной инициативой в субъектах РФ должны быть созданы локальные саморегулируемые организации (СРО), в состав которых войдут перевозчики региона. Сами региональные СРО должны войти в состав НАП, которая будет взаимодействовать с федеральными органами власти и доносить до них проблемы отрасли.

Текст: Максим Алексеев
РЕКАЛАМА