В 2021 году объемы рынка автомобильных грузоперевозок выросли, отрасль восстанавливается после ограничений, введенных во время пандемии. Двузначный рост показали и рынок LTL-перевозок, и FTL-сегмент, чему способствовал в том числе бум электронной коммерции.
В целом логистика продолжает трансформироваться: в новом, 2022 году вырастет спрос на комплексный логистический сервис, все больше клиентов будут обращаться к провайдерам за решением единой задачи, а не за набором услуг. Себестоимость доставки и тарифы сервис-провайдеров будут расти, а влияние факторов, стимулирующих это, сохранится. Обо всем этом рассказал в интервью ГиД заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.

— Вадим Александрович, позади 2021 год. Какие, по вашему мнению, ключевые события в транспортно-логистической отрасли произошли за эти 12 месяцев?

— В прошедшем году продолжилась трансформация логистики в комплексный сервис.  Клиенты все чаще обращаются в транспортно-логистическую компанию не для того, чтобы получить одну или несколько услуг, они хотят комплексного решения бизнес-задач. Приведу пример: можно доставить ель до подъезда, а можно заранее подготовить бандл с елочными игрушками, организовать доставку, подъем на этаж, помочь с распаковкой и установкой. Чтобы предложить клиентам комплексные решения задач, ПЭК трансформировался в мультисервисного оператора логистических услуг, создав зонтичную экосистему, которая включает в себя 9 подразделений – бизнес-юнитов. Каждый отдельный бизнес-юнит ПЭК отвечает за определенное направление в логистике — от доставки сборных грузов до логистики e-commerce и 3PL-услуг.

Вадим Филатов

Заместитель директора ПЭК Вадим Филатов традиционно отличается глубоким системным взглядом на проблемы отрасли (фото: ПЭК)

В 2021 году объемы рынка автомобильных грузоперевозок выросли, отрасль восстанавливается после ограничений, введенных во время пандемии. Рынок LTL-перевозок увеличился на 14,0%, FTL-сегмент — на 12,2%, по данным M.A. Research. Этому способствовал в том числе взрывной рост электронной коммерции. Мы ощутили этот рост и на собственной практике: за два года объемы бизнес-юнита ПЭК — EasyWay, который занимается логистикой для e-commerce, — выросли на 20%. Мы солидарны с прогнозами Data Insight о том, что к 2024 году объемы рынка e-commerce увеличатся еще на 34%.

E-commerce развивается и меняет требования к сервис-провайдерам. Например, все более востребованной становится срочная доставка по Москве и в регионах.

В том числе для того чтобы ускорить и упростить доставку по всей России, в 2021 году ПЭК запустил франшизу на открытие филиалов в небольших городах с населением 50–100 тыс. человек. Спрос на франшизу от ПЭК растет. Только в сентябре–ноябре мы получили 800 заявок на открытие партнерских филиалов, что на 20% больше, чем за три предыдущих месяца.

Ежегодно планируем открывать более 50 филиалов по франшизе.

В минувшем году из-за повышения цен на топливо на 25%, нехватки водителей большегрузов, увеличения стоимости техники на 26% на 20% возросла себестоимость перевозок. Косвенно на рост себестоимости повлияло и введение ограничений для грузовиков на МКАД с февраля прошлого года. Теперь проезд внутри кольцевой автодороги возможен только по пропускам — дневным и ночным. Ранее через магистраль ежедневно транзитом проходили тысячи грузов. Сейчас бóльшая часть грузов переведена на альтернативные маршруты. Это замедлило доставку.

Из-за усиления контроля за уплатой налоговых платежей и сборов, отмены единого налога на вмененный доход с 2021 года и перехода на систему упрощенного налогообложения с рынка ушла также часть небольших транспортных компаний. В итоге в прошлом году сформировался дефицит перевозчиков, который составил, по нашим оценкам, порядка 15%.

— Какие ключевые тренды в логистике вы ожидаете на 2022 год?

— В 2022 году продолжит расти спрос на комплексный логистический сервис, все больше клиентов будут обращаться к провайдерам за решением единой задачи, а не за набором услуг. Себестоимость доставки и тарифы сервис-провайдеров будут расти. Влияние факторов, стимулирующих это, сохранится.

Времена «дешевой логистики» прошли — даже в сегменте e-commerce. Бесплатная или нерентабельная доставка была актуальна на этапе распределения рынка между основными игроками.

Сейчас доли распределены, а значит, игрокам нужно окупать вложения.

Например, крупнейший маркет-плейс рынка e-commerce Wildberries уже ввел плату за возврат. Во многих сервисах также действует плата, которая варьируется в зависимости от спроса на доставку; иногда стоимость логистики зависит от минимальной суммы покупки.

Итак, себестоимость перевозок растет, но и логистические компании стремятся оптимизировать тарифы. Например, ПЭК оптимизирует расходы с помощью цифровых инструментов, один из которых — «Центр управления перевозками», объединяющий транспортные и складские подразделения компании. В системе проводится онлайн-мониторинг каждого рейса, отслеживаются уровень утилизации транспорта, время проведения погрузочно-разгрузочных работ, своевременность доставки. Также в режиме онлайн контролируются складские остатки, перетаренность исключена.

В новом году мы ожидаем повышения прозрачности отрасли — курс на «обеление» рынка идет полным ходом

Это развивает добросовестную конкуренцию, исключается демпинг тарифов за счет оптимизации налогов и других платежей.

ФНС уже автоматизировала налоговый контроль за перемещением денежных средств на расчетных счетах компаний-налогоплательщиков с помощью системы АСК «НДС-3».  Еще один новый инструмент для повышения прозрачности — введение единого лицевого счета. Сейчас бизнес разбивает платежи по видам муниципальных образований, бюджетной классификации — вариаций множество. Но налоговая служба предложила механизм, согласно которому компания  уплачивает все в один лицевой счет, а ведомство самостоятельно распределяет платежи между бюджетами.

Такая модель, конечно, будет способствовать повышению прозрачности взаимоотношений между компаниями и государственными органами, сократится количество платежных документов. Но важно предусмотреть расширенный переходный период, чтобы не допустить ошибок и блокировки счетов, штрафов.

Цифровые инструменты транспортной отрасли также помогают повысить прозрачность.

Например, с 1 января законодательно вступила в силу электронная транспортная накладная. Теперь ЭТРН, заказ-наряд и другие цифровые перевозочные документы можно формировать в учетной системе, обмениваться с другими участниками перевозки, а затем передавать на государственную платформу.

Также важно, что с 1 марта этого года вступает в силу обновленная форма транспортной накладной, согласно Постановлению Правительства РФ № 2116. Самые значительные изменения произошли в разделе «Стоимость перевозки». Теперь необходимо указывать стоимость перевозки с учетом и без учета налогов, налоговую ставку и предъявляемую заказчику сумму налогов. Новая форма документа также повышает прослеживаемость при оплате перевозки.

— Цифровизация отрасли: какие первостепенные задачи вы ставите перед собой на 2022 год?

— Цифровизация — это инструмент для повышения эффективности бизнес-процессов. Например, с учетом роста себестоимости перевозок и нехватки провозных мощностей важно сократить время на взаимодействие между логистами и перевозчиками, упростить оформление документов в электронном виде, исключить человеческий фактор при выборе перевозчика. Для этого логистические компании используют цифровые платформы.

Например, в ПЭК есть электронная торговая площадка — собственная разработка компании. Можно выбрать грузоперевозчика по конкретному направлению в формате аукциона или провести тендер на долгосрочное сотрудничество между логистической компанией и перевозчиком. Все процессы сделки — от поиска поставщика и создания заявки до оплаты услуги — оцифрованы, в режиме реального времени доступна проверка статуса рейса.

В итоге за 2021 год сократили время взаимодействия ПЭК с перевозчиками на 35%.

Еще одна задача, которую ставим перед собой, — подготовка к переходу на электронные транспортные накладные. В данный момент разрабатываем техническое решение. В 2022 году необходимо адаптировать весь цикл работы в электронный формат: выпуск, подписание документа, архивное хранение, предоставление по запросам контролирующим органам.

Как мы уже говорили, на рынке возникла нехватка водителей грузовиков, средний возраст дальнобойщика — 45–50 лет. В некоторых компаниях из-за нехватки водителей простаивают транспортные средства.  Происходящее стимулирует запуск беспилотных перевозок. Важно снизить зависимость перевозки от человеческого фактора, сократив аварийность. Поэтому ПЭК в новом году продолжит тестировать беспилотные грузовики, анализируя перспективы и точки роста.

EVO-3

В этом году ПЭК продолжит тестировать беспилотные технологии и автономную грузовую технику (фото: ПЭК)

Так, ПЭК в 2021 году уже протестировал беспилотную платформу EVO-1 на базе логистического хаба в Бутове. Мы ежедневно перевозили грузы между складами по территории логистического комплекса. Расстояние — 170 м в одну сторону. При заявленной потребности ПЭК по перевозке 33 палет в день беспилотник EVO-1 перевозил до 47 поддонов грузоподъемностью 4,6 т. Главный результат — нулевая аварийность. По итогам пилотного внедрения сформулирована дорожная карта развития логистического комплекса.

В этом году также продолжим готовиться к запуску автономных грузоперевозок на М-11 «Нева», который состоится в 2023 году.  ПЭК — один из подписантов соглашения Минтранса РФ с крупнейшими российскими грузоперевозчиками и разработчиками технологий.

Резюмируя, отмечу, что цифровизация и роботизация для ПЭК — это только инструменты для оптимизации бизнес-процессов, доработки продуктов и услуг, а порой и улучшения сервиса. Главное остается неизменным: потребности клиентов, за которыми мы и следуем.

РЕКАЛАМА