За последние месяцы число грузовых автомобильных перевозчиков, использующих автодорожную инфраструктуру Москвы в своих логистических маршрутах, сократилось вдвое. Причиной тому стали изменения правил въезда на территорию столицы.

К такому выводу пришли аналитики крупнейшей в России онлайн-биржи грузоперевозок ATI.su.

Согласно проведенному в начале февраля опросу сервиса, 49,7% транспортных операторов предпочли использовать альтернативные маршруты для передвижения своих грузовых ТС – в объезд Москвы. Как отмечают в ATI.su, перевозчики перестроили свои логистические цепочки даже несмотря на то, что это привело к их временным и финансовым издержкам.

«Одни сообщили, что прекратили брать грузы в Москву и работают в Подмосковье. Другие стали больше ездить по ЦКАД, но недовольны, что за это приходится платить (главная альтернатива МКАДу является платной дорогой)», — прокомментировал итоги опроса представитель биржи грузоперевозок.

К освоению новых маршрутов перевозчиков вынудило ужесточение пропускной системы въезда в столицу. Новый режим проезда грузовиков по МКАД и внутренним магистралям города вступил в силу с 1 января этого года. Отныне для среднетоннажных машин массой свыше 3,5 т стало необходимо заказывать не только дневные, но и ночные пропуска. Но главное — автотранспортных операторов обязали регистрировать свои ТС в Единой региональной навигационно-информационной системе г. Москвы (РНИС).

Как уже отмечали обозреватели ГиД, именно эта необходимость стала ключевым требованием для получения пропусков на въезд в столицу. Для незарегистрированных перевозчиков власти города фактически запретили возможность использования городской дорожной инфраструктурой. «За поездки без пропуска по Москве в пределах МКАД штраф составит 5 тыс. руб. с каждой камеры, зафиксировавшей нарушение», — предупреждали ранее в столичном Дептрансе.

TIR грузовики дорога

Половина грузоперевозчиков предпочли использовать объездные пути в Подмосковье (фото: GoodFon)

Как показали итоги опроса, большинство владельцев грузовых ТС не устроили нынешние правила въезда в столицу. Так, 18,6% респондентов отметили, что наибольшие сложности вызывает у них обязательная регистрация в РНИС и невозможность изменить маршрут. Пропускная система предполагает фиксированные маршруты, не учитывает пробки и постоянно меняющуюся дорожную ситуацию. Кроме того, обязательная регистрация в РНИС требует установки специального абонентского отслеживающего оборудования и дополнительных расходов.

Еще 13,2% опрошенных участников рынка столкнулись с трудностями при оформлении ночных пропусков даже при упрощенном порядке. Некоторые перевозчики (9,5%) недовольны необходимостью оформлять пропуск на конкретного водителя. «Лишь у 8,6% участников опроса не было существенных проблем, так как основной адаптационный период они прошли еще летом 2021 года», — констатируют аналитики ATI.su.

Напомним, что ограничения на въезд в столицу начали вводить поэтапно в прошлом году. В феврале под запрет попали транзитные перевозки большегрузным транспортом (от 20 т), а с 1 июля дневные пропуска пришлось получать уже среднетоннажному транспорту. При этом до конца 2021 года действовал упрощенный режим получения пропусков, что давало участникам рынка возможность приспособиться к новым правилам игры.

В целом, по мнению опрошенных участников рынка, от последних столичных нововведений выиграли лишь не попавшие под ограничения владельцы малотоннажных фургонов — у них сократилось число конкурентов и стало меньше пробок. Впрочем, именно снижение нагрузки на МКАД стало одной из основных причин введения новых правил. По данным столичного Дептранса, нововведения позволили снизить к концу 2021 года дневную загрузку МКАД на 34%, а общее количество грузовых автомобилей, проезжающих транзитом через территорию Москвы, на 26%.

В минувшем декабре в среднем по дорогам Москвы передвигалось около 49 тыс. транзитных грузовиков в сутки. При этом 51% транзита составляли грузовые ТС массой 3,5–12,0 т и более четверти — свыше 12,0 т.

Водители, не имеющие пропусков, могут воспользоваться объездными путями в Подмосковье — автодорогами А-113 ЦКАД, А-107 «Московское малое кольцо» и А-108 «Московское большое кольцо».

РЕКАЛАМА